Экспонаты

ШПИЛЬ С МИНАРЕТА «КАРАВАН-САРАЯ»

Автором проекта "Караван-Сарай" стал выдающийся русский архитектор Александр Павлович Брюллов. В его проектах, наряду с приёмами классической школы, возникают мотивы иных архитектурных стилей, преимущественно европейских - романского, готического, ренессансного. И лишь однажды Брюллов обратился к наследию восточного зодчества, выполнив по просьбе Оренбургского губернатора В. А. Перовского проект Караван-сарая. Цель постройки заключалась в первую очередь в необходимости комфортного размещения в Оренбурге башкиро-мещеряцкого войска и была аргументирована Василием Алексеевичем так: "...чтобы они (башкиры) имели более удобное помещение для себя и своих лошадей..., чтобы башкиры имели полную возможность исполнять по своему закону требы и молитвы...". Караван-Сарай, как и большинство исторических зданий Оренбурга, отличился примеркой на себя совершенно разных ролей: был он и резиденцией оренбургских губернаторов, и административным зданием Башкирской Республики, и техникумом, и даже планетарием. Возвращение мечети верующим произошло только в 1993 году. Несмотря на некоторые временные изменения, Караван-Сарай в целом сохранил свой первоначальный внешний облик. Стоит отметить, что в Музее истории Оренбурга хранится экспонат, имеющий прямое отношение к "наследию Перовского" - подлинный шпиль с минарета Караван-Сарая.

 

50-МИЛЛИОННЫЙ ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК

Пика популярности оренбургские паутинки достигли во второй половине XIX века. К этому времени они стали набирать популярность за рубежом. В 1854 году платки были представлены на Лондонской международной выставке, где получили признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Мария Николаевна Ускова получила именную медаль «За шали из козьего пуха».

В ХХ в., благодаря экономической поддержке со стороны государства, удалось не только сохранить ручное производство знаменитых пуховых платков, но и наладить их машинное производство. В 1930-х стали организовываться артели, промхозы, был образован большой пуховязальный союз, который впоследствии стал именоваться фабрикой Оренбургских пуховых платков. Благодаря увеличению производственных мощностей, в 2004 году был выпущен 50-миллионный пуховый платок, который хранится в Музее истории Оренбурга.

 

ПОРТРЕТ В.А. ЖУКОВСКОГО

Копия с портрета К.П. Брюллова "В.А. Жуковский", написанная оренбургским художником Владимиром Ефарицким специально для Мемориального музея-гауптвахты Т. Шевченко (структурное подразделение Музея истории Оренбурга). «Брюлловский» подлинник написан, чтобы быть "разыгранным в лотерею": именно таким образом можно было вызволить из крепостного плена подающего надежды молодого художника Тараса Шевченко.

Зачем Жуковскому и Брюллову все это? Дело в том, что звезды российской живописи того времени, среди которых был и Карл Павлович, не могли не заметить талант талантливого юноши Шевченко и не проникнуться к нему симпатией. Казалось бы, Тарасу Григорьевичу предначертано стать уважаемым и знаменитым художником, но все эти перспективы перечеркивались одним простым фактом - он был крепостным. Этот статус нередко становился преградой на пути к творческому совершенствованию, что приводило Шевченко в уныние. Заметив переживания молодого художника, Брюллов, Жуковский и Венецианов стали договариваться о выкупе с помещиком Павлом Энгельгардтом, у которого будущий "кобзарь" числился в крепостных.

Энгельгардт прекрасно понимал, что продает непростого крепостного, поэтому и выставил "спасителям" счет - 2500 рублей. Для сравнения, за обычного дворового в те годы требовали 25-40 рублей, а за обученного ремесленника – около 1000 рублей. Естественно, такой крупной суммой никто их них не располагал.

Выход все же нашли. Была разработана схема: Жуковский заказывает свой портрет у Брюллова, тот его пишет, затем Жуковский выставляет портрет на аукцион и продает за ту сумму, которую запросил помещик – за 2500 рублей ассигнациями. Этот грандиозный план, достойный стать основой для сценария остросюжетной исторической драмы, сработал, и в конце апреля 1838 года Тарас Шевченко уже имел на руках вольную. Стоит отметить, что сама "лотерея" по продаже портрета проходила в Царскосельском дворце с участием императорской семьи.

 

4. ПОРТРЕТ А.С. ПУШКИНА

Картина В.А. Тропинина, ставшая одним из самых ярких и известных портретов русского поэта А.С. Пушкина, была написана с натуры и до сих пор овеяна слухами и легендами. Например, достоверно неизвестно, кто заказал мастеру портрет. Существует несколько версий об этом, но мы постараемся акцентировать внимание на более правдоподобной. Заказчиком портрета был хороший друг Пушкина С.А. Соболевский, который хотел видеть Александра Сергеевича в домашней неофициальной обстановке, в которой так любил творить поэт. Василий Андреевич Тропинин принципиально не писал людей в официальных служебных мундирах и фраках для приема, и этим самым и привлек внимание Соболевского.

Приняв заказ, живописец и подумать не мог, что при работе столкнется неуловимостью гения. Александр Сергеевич действительно не отличался усидчивостью, необходимой для создания портрета с натуры, поэтому художнику приходилось устраивать самую настоящую «охоту» на поэта, часто гостящего у общих друзей и знакомых, чтобы сделать наброски. Тропинин изобразил его в свободном домашнем халате, наброшенном на белую сорочку с поднятым воротником. В XIX в. такой предмет гардероба как халат был не только удобной домашней одеждой, но и своеобразным символом свободолюбия и вольности.

Копия портрета представлена в экспозиции «А.С. Пушкин в Оренбурге» в Музее истории Оренбурга.

 

ТЕЛЕВИЗОР «РУБИН – 102»

В 1950-е, 60-е и 70-е годы прошлого века счастливым обладателям телеприемника приходилось чуть ли не ежедневно принимать гостей, желающих хотя бы краем глаза узреть какую-нибудь телепередачу. Это была эпоха торжества гостеприимства, которая постепенно сходила на нет ввиду широкого распространения ТВ-агрегатов в 1980-1990-е.

В Доме-музее им. Ю. и В. Гагариных можно увидеть тот самый артефакт "гостеприимной" эпохи - телевизор чёрно-белого изображения "Рубин-102" производства Московского завода телевизионной аппаратуры (начало производству было положено в 1957 году). Он представляет собой настольный телевизионный приёмник 2-го класса, в конструкции которого были использованы последние достижения телевизионной техники тех лет. Телевизор имеет клавишный переключатель, которым производится включение и выключение, переключение на приём радиостанций и изменение тембра звучания. "Рубин-102" постоянно модернизировался, получая букву после цифр 102. Телевизор "Рубин-102А" выпускался с 1959 года, "Рубин-102Б" - с 1961 года, "Рубин-102В" - с 1963 года. Модернизированные телевизоры отличались от базовых только схемных усовершенствований. Всего телевизоров марки ''Рубин'' всех индексов с 1957 по 1967 год было выпущено 1328573 экземпляра. "Рубины" были очень популярны ввиду надежности и ремонтопригодности.

 

КЛЮЧ ПОБЕДЫ

В начале весны 1945 года над тыловыми позициями Советских войск, уже уверенно направляющихся в сторону Германии, летали самолеты, которые в установленных местах сбрасывали на землю небольшие пакеты. Для удобства обнаружения на земле к ним были привязаны ярко-красные вымпелы. Пакеты подбирались и передавались политработникам. А на следующий день в войсках проходили необычные политзанятия – замполиты показывали воинам содержимое пакетов – металлические ключи необычной старинной формы с крупно отлитым на головке числом "1945". Безусловно сам вид этих довольно крупных ключей мотивировал и без того по-боевому настроенных советских солдат и офицеров, они верили, что это число на головке ключа - и есть год окончания ужасной войны. Ну а после того, как замполиты объяснили, что эти символические ключи предназначены для "ворот" Берлина, источника причиненных всему миру бед и страданий, советских воинов уже было не остановить.

В экспозиции Музея Космонавтики представлен уникальный экспонат - один из легендарных "ключей Победы". Его изготовили летчики-штурмовики небезызвестного Гвардейского штурмового авиационного полка Белавина. Ну а честь "вручить" ключ воинам-освободителям выпала Петру Афанасьевичу Нечипоруку - выпускнику 1944 г. нашей Чкаловской "летки" и будущему летчику-испытателю Завода №47, предшественника Оренбургского машиностроительного завода (Машзавод), впоследствии ставшего АО «ПО «Стрела».

 

ГРАММОФОН С КОМПОНЕНТОМ «PRIMA STARKTON»

Тумбовые граммофоны, в отличие от их настольных аналогов, были настоящим произведением искусства и предметом роскоши. Корпуса в стиле ампир, барокко, модерн, неоклассика и декаданс украшали цветной майоликовой инкрустацией, серебряными и бронзовыми узорами, арфами, нотами и амурчиками. Изготавливались они, как правило, из дорогого дерева и унифицировались под интерьерные особенности дома его будущего счастливого обладателя. Заводной механизм и принцип работы такого граммофона были чаще всего идентичны тем в обычных настольных агрегатах, но качество звука все же отличалось: "тумба" звучала громче и объемнее (связано это с акустическими свойствами древесины). Недаром выбор многих меломанов прошлого останавливался на громоздком, но фантастически звучащем агрегате. Даже великий бас Федор Шаляпин на известной фотографии запечатлен рядом с именно напольным граммофоном.
Тумбовый граммофон, находящийся в экспозиции Музея истории Оренбурга, хоть и не может похвастать роскошно украшенным корпусом, оснащен очень качественными компонентами. Например, звукосниматель Prima Starkton Concert немецкого производства славился своей надежностью и простотой обслуживания.
Грустно, но факт: с появлением электрофонов к 1930-м годам производство граммофонов стало угасать. Они уходили в прошлое вместе со своей неповторимой эстетикой.

 

ЛЕВКАС «ОСОБОЕ ЗАДАНИЕ»

5 июля 1942 года 2 самолета Пе-2, ведомые командиром И.С. Полбиным и старшим лейтенантом Л.В. Жолудевым, бомбардированием с пикирования уничтожили крупный немецкий склад горючего в районе станции Морозовская и тем самым на продолжительное время задержали наступление немецких танковых дивизий на Сталинградском направлении. Всего 2 экипажа выполнили задачу, с которой мог справиться только авиаполк.
В Музее Космонавтики подвиг Полбина и Жолудева увековечен на огромной картине «Особое задание», которая была создана в студии военных художников им. М.Б. Грекова в 1988 году. Перед тем, как написать картину, народный художник РСФСР В.М. Сибирский консультировался с непосредственным участником этих событий – с Л.В. Жолудевым, который на тот момент времени уже был генерал-лейтенантом авиации. Он, как и Полбин, окончил Чкаловскую (оренбургскую) «летку» (1939 г).

Личные вещи И.С. Полбина: металлическое перо с грифелевым карандашом, кожаный планшет с металлическими кнопками-застежками.

 

АВИАЦИОННЫЙ СЕКСТАНТ

Секстант - это специальный прибор, при помощи которого можно определить свое местоположение по звездам. История происхождения этого навигационного прибора уходит в далекое прошлое. Сначала был изобретен компас для определения направления движения. При помощи часов высчитывали долготу, астролябии — широту, но они не давали точных результатов. Ученые многих стран занимались усовершенствованием угломерных изделий. Но история сохранила только два имени тех, кто изобрел секстант одновременно, используя научный потенциал того времени. Это Джон Хэдли из Англии, Томас Годфрис из США. Независимо друг от друга в 30-е годы XVIII столетия они разработали структуру октанта, сократив шкалу измерения до одной восьмой окружности, а в 1757 году лимб изделия был уменьшен до шестой части круга, и устройство стали называть морским секстаном, ставшим ярким представителем эпохи научно-технической революции XVIII в. (НТР в этом столетии началась с изобретения парового двигателя 1712 г.) и прародителем современных угломерных инструментов для навигации.

Современные секстанты используются как на флоте, так и в авиации. В экспозиции Музея Космонавтики представлен интегрирующий авиационный секстант ИАС-1М, произведен в СССР в 1950-е г. Данная модель пользовалась огромной популярностью у советских летчиков, так как славилась своей надежностью и удобством использования.

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ К.С. КУЗЕНОВА

В 1943 г., будучи 17-летним парнем, Константин Сергеевич Кузенов отправился защищать Отечество от немецко-фашистских захватчиков. Целых два раза его жизнь висела на волоске, но жизнелюбие, оптимизм и мужество бойца Кузенова помогли ему пройти тернистый путь от Сталинграда до Берлина и остаться в живых.

Невзгодам и лишениям этой страшной войны не удалось погубить в Константине Сергеевиче талантливого художника. После войны он окончил Одесское художественное училище и курсы рисунка и живописи Московского университета искусств и активно принимал участие во всесоюзных, международных выставках. В 1975 году стал членом Союза художников России. В 2008 году ему был вручен Орден Международной Академии культуры и искусства "Служение искусству". Через свое творчество Константин Сергеевич рассказывал об однополчанах, командирах, односельчанах и просто случайных людях, с кем столкнула его фронтовая жизнь. Это не просто картины о войне, это летопись героя-воина, рисковавшего жизнью ради мирного неба над головами потомков.

Его работы неоднократно составляли экспозицию Музея истории Оренбурга и его структурных подразделений.

 

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СКАФАНДР Ю.А. ГАГАРИНА «БЕРКУТ»

Универсальный скафандр "Беркут" разработан в СССР в 1964—1965 годах и предназначался для обеспечения безопасного выхода человека в открытый космос и спасения при разгерметизации космического корабля. Именно в нем Юрий Алексеевич Гагарин готовился ко второму полету в 1966-67 гг. В подобном "Беркуте" 18 марта 1965 года космонавт Алексей Леонов вышел в открытый космос.

"Беркут" относится к скафандрам «мягкого» типа, то есть, не имеющим жёсткого каркаса. Дыхание космонавта обеспечивалось вентиляционной системой открытого типа. Скафандр имеет двойную гермооболочку, экранно-вакуумную термоизоляцию, а шлем был снабжен светофильтром. Экранно-вакуумная изоляция, помещаемая под внешним чехлом, представляла собой несколько слоев металлизированной ткани и работала как сосуды Дьюара. Благодаря этому теплообмена между космонавтом и окружающим пространством практически не было.

"Беркуты" стали первыми и последними универсальными скафандрами в истории освоения космоса. В них можно было выполнять работы в открытом космосе, а на участке снижения они становились спасательными, то есть выполняли функцию "рыжих" скафандров СК-1 (в таких совершили полёт космонавты Гагарин, Титов, Николаев, Попович, и Быковский).

Данный скафандр представлен в экспозиции Дома-музея им. Ю. и В. Гагариных

 

ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ Ю.А. ГАГАРИНА

"Летное снаряжение и костюм сдаю на хранение в комнату боевой славы родного училища". Вот что написал Юрий Алексеевич Гагарин на сумке от высотно-компенсирующего костюма, когда дарил свое снаряжение Оренбургскому летному училищу 13 октября 1962 года. Этот день был очень важен для курсантов "летки", так как им представилась удивительная по своей уникальности возможность увидеть человека, побывавшего в темной пучине космоса, и задать ему интересующие вопросы (а их, поверьте, было немало). Запомнился этот день и выпускнику училища Валерию Ивановичу Лежнину, учившемуся тогда на 1-ом курсе ОВВАУЛ: "Я тогда еще был первокурсником... Когда он приехал, нас собрали в клубе всех… Как раз вот это летное снаряжение он отдавал, вручал 4-курснику, отличнику учебы… А потом мы после клуба ушли в казарму, готовиться к самоподготовке. И тут он пришел в казарму. Прошел по казарме, побеседовал с нами. Запомнился тем, что, во-первых, он молодой. На 10 лет постарше. Нам 18, ему 28 было как раз. Юный такой вот, общительный… Кто ему вопросы задает, он, аж, в глаза смотрит внимательно, и слушает, боится пропустить каждое слово..."

Подарок первого космонавта является одним из самых ценных подлинных экспонатов в Музее Космонавтики. Он включает в себя шлемофон, кислородную маску, куртку от летного комбинезона и сумку от противоперегрузочного костюма.

Юрий Алексеевич после своего легендарного полета каждый год (последний визит - август 1967 г.) приезжал в Оренбург - город, который подарил ему крылья и семью. И каждый раз он оставлял здесь частицу себя. За день до того, как Гагарин посетил свое родное училище, он даже побывал на рыбалке.

Личные вещи Ю.А. Гагарина, представленные в Доме-музее им. Ю. и В. Гагариных: шлемофон и летная гимнастерка

 

КОСМИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ

Первым, кто совершил космический перекус, был Юрий Алексеевич Гагарин. Рацион для 108-минутного полета был скромным: мясо и шоколад в тюбиках. Космонавт успешно опробовал еду, однако, полноценные данные появились лишь после полета Германа Титова в августе 1961-го, сопровождающегося трехразовым питанием. Космонавт получил всю ту же космическую еду в тюбиках, форма которой зарекомендовала себя во время первого запуска.

Рацион был расширен, космонавт получил не только мясо и шоколад, но и суп, а также компот.

После приземления Герман Титов отметил сильное чувство голода, которое доходило до головокружения. Вывод напросился сам собой: необходимо было обратить внимание на питательность, а также на то, как продукты усваиваются. Спустя 20 лет после начала усиленной работы над космической едой в СССР и США появилась вкусная, разнообразная еда. В Советском союзе насчитывалось около 300 видов космической еды. В наши дни, количество видов сократилось почти в 2 раза, да и от формата "выдави и съешь" стали постепенно отказываться.

В экспозиции Дома-музея им. Ю. и В. Гагариных представлены образцы космической еды как советского периода (1980-е гг.), так и современности.

Это вакуумные упаковки с сублимированными супом «Харчо», соком и чаем (3), герметичные упаковки с черным и белым хлебом, крекером, ирисом, черносливом, печеньем (6), металлизированные упаковки с сублимированным дневным рационом питания (6 шт.), а также консервированная пища (7 шт.)

 

ПОРТРЕТ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА III

Картина «Портрет Петра III» — пример классического изображения монарха в торжественной обстановке. Автор данного портрета оренбургский художник  В.А.Ефарицкий, который  написал вольную копию с « Портрета Петра III» автором которого является А.А. Антропов. Стиль полотна совмещает роскошь барокко с оттенками зарождающегося классицизма, гармонично объединяя в цельную композицию величественный силуэт с торжественной обстановкой. Это несколько видоизмененная и уменьшенная копия официального парадного портрета императора, написанного в полный рост с натуры. Оригинал можно увидеть в Русском музее. Всего за полгода правления Петра III Антропов создал четыре повторяющих друг друга портрета.  Будущий российский император Петр III, принц Карл Петер Ульрих, был сыном герцога Карла-Фридриха Голштейн - Готторпского и цесаревны Анны Петровны, дочери Петра I. В 1742 году императрица Елизавета Петровна привезла племянника в Россию и объявила своим наследником. 21 августа 1745 года великий князь Петр Федорович вступил в брак с принцессой Ангальт-Цербстской Софией Августой Фредерикой, получившей в православии имя Екатерины Алексеевны.
После смерти Елизаветы Петровны племянник вступил на престол под именем
Петра III. 23 июня 1762 года Петр III был свергнут в результате переворота, организованного гвардией, и вскоре убит. Восстание гвардейских полков провозгласило самодержавной императрицей жену Петра III Екатерину.

 

ПОРТРЕТ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II 

Императрица Екатерина Великая была изображена вскоре после того, как она вступила на престол в 1762 году. Автор данного портрета оренбургский художник  В.А.Ефарицкий. Автором оригинального портрета является датский живописец Виргилиус Эриксен. Картина считается одной из самых успешных работ Эриксена.

В. Эриксен родился в Копенгагене, где учился у Н.С. Валя. До 1750 года он работал на родине. Пятнадцать лет (1757-1772 гг.) художник жил и творил в Петербурге. Он прибыл ко двору Елизаветы Петровны. С восшествием на престол Екатерины II Эриксен был назначен придворным живописцем. Им написано около 30 портретов императрицы, часть которых она разослала в качестве подарков своим зарубежным корреспондентам и иностранным дворам. Его репутация при императорском дворе была чрезвычайно высока.

Самые ранние упоминания о портрете датируются 1762-63 годами. В XIX веке картина располагалась в галерее Романовых Малого Эрмитажа среди других портретов членов Дома Романовых.

 

ПУШЕЧНОЕ ЯДРО ВРЕМЕН ПУГАЧЕВСКОГО БУНТА (3 шт.)

Ядро - самый простой и в тоже время самый распространенный снаряд. Пушечные ядра — одни из первых снарядов, которые использовались в огнестрельном оружии. Они считались самыми удобными для стрельбы из гладкоствольных пушек. Ими разрушали корпуса кораблей, стены фортов и полевых сооружений. Представляет собой сплошной чугунный шар, наносящий урон ударом.

 

ПУШЕЧНЫЙ ЛАФЕТ

Лафет  - это опора, на которую накладывается артиллерийское орудие для стрельбы; во многих случаях лафет предназначался и для перевозки орудия с одного места на другое, колёсные лафеты, служащие одновременно для стрельбы и перевозки орудий на значительные расстояния; сюда относились полевые, осадные и крепостные пушечные и отчасти мортирные лафеты

Лафет означает средство транспортировки на колесах, для которого мобильность является важным параметром. лафеты на колесах стали применяться в самом конце XV века. Пушка укладывалась на деревянную опорную раму (люльку), которая крепилась на подкладке хобота лафета сразу над колесным валом. Для изменения угла подъема люлька оснащалась цапфой.

Данный лафет был изготовлен для съемок фильма "Русский бунт" (реж. А. Прошкин, 1999 г.)

Яга

Нагрудник — это женское традиционное украшение, дополнение к праздничной и повседневной одежде.
Форма украшения трапециевидная, слегка расширяющаяся книзу. Украшение представляет собой плетеную из нитей сетку, на которую крепятся бусинки кораллового, зеленого и синего цветов разных размеров. В верхней части украшения и по краям присутствует по два ряда монет небольшого размера. В центральной части украшения к ткани прикреплены 3 вертикальных ряда монет, в каждом из которого по 3 монеты. Также в центральной части украшения чешуеобразно нашито несколько рядов монет разных размеров. В нижней части нагрудника свободно лежит отдельно вынизанная и пришитая коралловая сетка, оканчивающаяся бахромой из коралловых бусин с монетами на концах. В центральной части украшения на ткань прикреплены три металлических медальона со вставками из сердолика. По трем сторонам нагрудника нашита металлическая цепочка с тонкими звеньями. Основанием для нагрудника служит плотная смешанная ткань, на которую прикреплено сетка из бусин.
  У нагрудника присутствует воротник украшенный бусинками кораллового цвета и металлическими пластинками. К воротнику крепится застежка круглой формы медного цвета с рельефным изображением императорского орла.
  Монеты, нашитые на нагрудник относятся к сер. XIX — сер. XX вв., имеют как российское, так и зарубежное происхождение. Общее количество монет составляет 295 штук. У 276 монет в состав сплава входит серебро.

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                            Кремневые пистолеты

Эти пистолеты — яркие представители русского и европейского солдатского оружия — мощные, тяжелые, без излишних украшений. Сразу вызывает уважение и восхищение. Типичное оружие ближнего боя, когда все надежды возлагались только на твердую руку и верный клинок. Вспомним, что традиционно пистолеты, включая капсюльные, благодаря невысокой надежности кремневого замка первых и низкой скорострельности однозарядных шомпольных пистолей вообще, предпочитали носить парами — до появления первых капсюльных револьверов. 

Талкан (ступа)

Ступа – одно из древнейших изобретений человека, известное за 8 000 лет до нашей эры.  Используется она для помола зерна и других продуктов. В

Слово «ступа» произошло от слова ступать, то есть переставлять ногу с места на место. «Пест» называли по – разному: курант, пехталь, пехтило, боёк, кий, киёк, толкач.

Изготавливались ступы из твердых пород дерева, металла, керамики или твердого камня, такого как гранит. Рабочие поверхности не покрывают глазурью или лаком и не полируют (кроме лабораторных агатовых ступок), чтобы избежать соскальзывания пестика и обрабатываемого продукта.

Ступку наполняют не более чем на 5 % от её объёма, чтобы было удобно толочь. Различают два способа обработки продукта: толчение и растирание. Во время толчения на продукт оказывают многократное давящее или ударное воздействие. Растирание же представляет собой комбинацию постоянного давления пестика с его круговыми движениями по ступке. Например, чтобы тонко измельчить плоды чёрного перца, его сначала толкут, а затем растирают.

У каждой хозяйки в доме было несколько ступ с пестами, и каждая из них использовалась по-своему. Для зерна были ступы от 60 – до 70 см, картофеля – 70 см., соли – 25 см. Для конопляного и льняного семени – 37 см. Были ступки и для табака. Это была единственная мужская ступа, тогда как остальные считались исключительно женским предметом быта.

Процесс подготовки зерна для приготовления пищи был очень трудоемким. Сначала зерна очищали от лузги (твёрдой шелухи) с помощью ступы с пестом. Когда просо или гречка скинули лузгу примерно на 95%, то зерна пересыпали в ведро и выносили на улицу. На землю стелилась ткань, и над ней веяли зерно от шелухи на ветру. Чистую крупу собирали в посуду, промывали водой. Только после этого крупу можно было варить.

Толкли крупы всегда ровно столько, сколько необходимо для приготовления каши максимум на две недели, так как при длительном хранении толчёная крупа могла прогоркнуть.

 Потир

Потир – чаша на ножке, так как в переводе с греческого слово «ποτήρ» означает «сосуд для питья». Классический потир имеет сферическое дно, а его ножка – большое круглое основание. На середине ножки делают утолщение из-за шарообразной формы названное «яблоко». В христианстве церковный потир олицетворяет чашу, из которой Иисус Христос и его ученики пили вино на Тайной вечере. «Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов», - сказал ученикам Иисус, передавая чашу по кругу. С потиром часто связывают и другую фразу Иисуса: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия». Здесь потир символизирует образ чаши, в которой собраны страдания, которые Иисус претерпит за грехи всего мира. Церковный ритуал Таинство Причащения (Евхаристия) символично превращает налитое в потир вино в Кровь Господню. В потир опускают и разломленную просфору, которую берут с дискоса – блюда, также имеющего ножку с утолщением. Поэтому для ритуала дискос и потир неразрывно связаны.

Виолончель

История создания виолончели совпадает с историей скрипки. Предком обоих инструментов является виола. В истории музыки установилось довольно прочное убеждение, что этот инструмент ведёт свою родословную от старинной "ножной виолы", известной под именем viola da gamba. В противоположность гамбе, некоторые разновидности виолы, и в частности, - viole d'amour, имели под грифом ряд созвучных "гармонических" струн, настроенных точно с основными. Подлинный "бас виолы" с шестью струнами не имел этих созвучных струн.

Впрочем, одна разновидность басовой виолы - viola bastarda, получила эти "созвучные струны", что произошло значительно позднее и в правило для гамбы так и не вошло.

Появление виолончели относится к кону XV и началу XVI века в результате длительного развития народных смычковых инструментов. Первоначально она применялась как басовый инструмент в различных ансамблях, для сопровождения пения или исполнения на инструменте более высокого регистра (скрипке, флейте и т.д.).

Телефон Ericssen 688

Ericsson - одна из первых компаний пришла на Российский рынок сотовых телефонов в начале-середине 90-х годов. И если богатые в материальном плане пользователи брали Motorola раскладушку, то более народными марками считались Philips и Ericsson.

Ericssen-GH688 с прошивкой стандарта CDMA (Code division multiple access). Сим-карт еще не было и номер "вшивался" в телефонную трубку. Самый дешевый аппарат с самым недорогим контрактом стоил без малого 1000 долларов.

Домбра

Домбра- самый распространенный казахский народный инструмент. Домбру можно было встретить в каждой юрте; она относилась к числу самых необходимых и обязательных предметов в жизни казахов. Очень известный казахский инструмент. Вырезается из цельного дерева. Самая распространенная домбра – двухструнная, но есть и трехструнная. Хороший домбрист и на 2–х струнах сыграет как целый оркестр. История возникновения этого инструмента уходит в глубь веков. При раскопках древнего города Хорезма археологи нашли терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на двухструнных щипковых инструментах. Ученые установили, что хорезмийские двухструнки бытовали не менее двух тысяч лет назад, они были одними из музыкальных инструментов сакских кочевых племен. Эти древние двухструнки имеют большое сходство с казахской домброй и являются ее прототипом.

Кресло-качалка

Хотя кресло-качалка, в основном ассоциируется с английским и американским стилями интерьера, нет точных доказательств того, что оно возникло именно в одной из этих стран. Некоторые историки утверждают, что именно Бенджамин Франклин был первым, у кого появилась идея кресла-качалки. Как бы там ни было, никому пока не удалось найти в записках и чертежах Франклина упоминаний об этом изобретении, поэтому данная теория подвергается сильному сомнению.

Если не Бенджамин Франклин, то кто? Практически невозможно выяснить, чья же это на самом деле была идея, в первую очередь, потому что никто точно не знает, произошло ли кресло-качалка из Англии, Америки, или вовсе из какой-то другой страны. Даже шведы пытались присвоить это изобретение себе, ссылаясь на похожее по конструкции кресло под названием гунгстол, которое было придумано ими в 1740 году. Шведские кресла-качалки отличаются, например, от американских тем, что у них основание кресел двойное, что сделано для большей безопасности. В 18 столетии в Англии кресло-качалка уже повсеместно использовалось и называлось «виндзорское кресло», так как изготавливалось на фабрике неподалеку от города Виндзор. Есть упоминания о том, что кресла-качалки изготавливались и до 1740 года, однако поначалу они использовались в качестве садовой мебели и сильно отличались от тех моделей, которые мы знаем сегодня. Массовый выпуск кресел-качалок начался в конце 18 столетия.

Скорее всего, что кресла-качалки возникли в результате модификации детских кроваток подобного типа. Очевидно, первые такие кресла частично или полностью изготавливались дома. Известно, что люди верили, что раз покачивание так благотворно влияет на детей, оно может быть так же приятно и взрослым. Известны даже случаи изготовления кроватей-качалок для взрослых.

Что известно достоверно, так это то, что к середине 18 столетия кресло-качалка стало очень популярным и распространенным элементом мебели.

Его популярность отражается в том факте, что дизайнеры постоянно придумывали и придумывают новые модели кресел-качалок, а также постоянно экспериментируют с материалами и техниками. Даже сейчас дизайнеры ищут новые способы и материалы, например, используют для их изготовления рельефный пластик.

Топор

Топор один из самых древних орудий человечества. Его история начинается, наверное, еще со времен изгнания Адама и Евы из Эдемского сада (примерно 6000 лет назад). Ну, а согласно истории про обезьян, ему и вовсе уже больше 35 тысяч лет. Во всяком случае, первым топором официально считается топор-рубило, представляющий собой палку с привязанным к концу заостренным камнем. С которым, по мнению многих историков, бегали симпатичные человекообразные орангутанги. Позже начали появляться шлифованные, сверлённые, медные, бронзовые и железные топоры.

Личные вещи писателя-фронтовика В.В. Карпова

Владимир Васильевич Карпов - русский советский военный писатель, историк, публицист. Член Союза писателей, общественный деятель, Герой Советского Союза. В детские годы вместе с родителями переехал в Ташкент, где учился в средней школе. Посещал спортивную секцию бокса, неоднократно побеждал на чемпионатах Узбекистана и Средней Азии в среднем весе. В 1939 году поступил в Ташкентское Краснознаменное пехотное училище имени В. И. Ленина, но, проучившись 2 года, был арестован и репрессирован по доносу одного из курсантов. В 1942 году Владимир Карпов написал заявление о предоставлении возможности смыть вину кровью и был направлен в штрафную роту при 629 стрелковом полку 134 стрелковой дивизии. Отвоевав полгода на Калининском фронте, в 1943 году за проявленную доблесть и отвагу в боях судимость с него была снята, он был принят в ряды ВКП (б). В дальнейшем был командиром взвода разведчиков и участвовал в операциях по захвату 79 «языков». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 года В. В. Карпов был удостоен звания Героя Советского Союза. После тяжелого ранения поступил в Высшую разведывательную школу при Генеральном штабе. В 1945 году опубликовал свои первые литературные произведения. В 1947 году оканчиил Военную Академию им. М. Фрунзе и направлен в Туркестанский военный округ. Служил командиром полка в Каракумах, затем начальником штаба дивизии в Кушке, а после был переведен в Генеральный штаб. Параллельно обучался на заочном отделении Литературного института имени Горького, который окончил в 1957 году. В 1966 году вышел в отставку и совмещал писательское творчество с должностями заместителя редактора Госкомпечати УзССР и журнала «Октябрь», главного редактора в журнале «Новый мир» и первого секретаря правления Союза Писателей СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллекция музейных часов

История происхождения механических часов наглядно демонстрирует начало разработки сложных технических приборов. Когда изобрели часы, они на протяжении нескольких столетий оставались главным техническим изобретением. И до сегодняшнего дня историки не могут сойтись во мнении - кто же на самом деле первым изобрел механические часы, опираясь на исторические факты.

Еще до революционного открытия - разработки механических часов, первым и простейшим прибором для измерения времени являлись солнечные часы. Уже более 3,5 тысяч лет назад, основанные на корреляции движения Солнца и длиной, положением тени от предметов, солнечные часы были наиболее широко использованным прибором для определения времени. Также в дальнейшем появлялись в истории упоминания о водяных часах, с помощью которых пытались перекрыть недостатки и погрешности солнечного изобретения.

Чуть позже в истории появились упоминания об огневых часах или свечных часах. Данный способ измерения - тонкие свечи, длина которых достигала до метра, с нанесением по всей длине временной шкалой. Иногда дополнительно к боковым сторонам свечи крепили металлические стержни, и когда воск выгорал, боковые крепежи, падая вниз, издавали характерные удары по металлической чаше подсвечника - означая звуковой сигнал определенного периода времени. К тому же свечи помогали не только определять время, но и в ночной период помогали освещать помещения.
Следующим, не маловажным изобретением до механических приборов, стоит выделить песочные часы, которые позволяли измерять лишь небольшие промежутки времени, не более получаса. Но, как и огневый прибор, песочные часы не смогли достичь точности солнечных.
Шаг за шагом с каждым прибором у людей выработалось более четкое представление о времени, непрерывно продолжались поиски совершенного способа его измерения. Уникально новым, революционным прибором стало изобретение первых колесных часов, и с момента его возникновения наступила эра хронометрии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллекция музейный весов

Первые весы появились более 6 тыс. лет назад. Местом возникновения этого древнейшего изобретения человека были такие государства, как Древний Вавилон и Египет. Этот предмет был настолько «почитаем» и необходим, что его изображения сохранились на пирамидах в древнеегипетском городе Гизе. За 2 тыс. лет до нашей эры весы стали общепринятым средством измерения. Они выглядели, как равноплечное коромысло с чашами, висящими по краям. Именно такие весы держит в своей руке богиня правосудия Фемида. В IV веке до нашей эры Аристотель открыл теорию весов – правило моментов сил.

С самого первого момента изобретения весов людей стал беспокоить вопрос точности. Даже в библии есть упоминание о весах, в котором говорится, что неверные весы представляют собой «мерзость» перед Богом, однако правильный вес угоден ему. Поэтому образцы весов и мер хранились в монастырях, а первыми «управителями» были церковные служащие.

Весы сильно облегчили жизнь человечеству. С их помощью различали металлы, отличали настоящие монеты от поддельных и распознавали драгоценные камни среди стекляшек. По всему миру торговля стала сопровождаться весами и измерениями массы продаваемых товаров. Были различны лишь меры весов и размеры гирь.

Немного позже, в ранней средневековой Европе, были изобретены неравноплечие весы с передвижной гирей. На них инквизиторы взвешивали колдунов, ведьм и людей, подозреваемых в колдовстве. Считалось, что человек, причастный к черной магии, был легче обыкновенного.

Затем Галилео Галилей в 1586 году сконструировал весы для определения плотности тел и центра тяжести – гидростатические весы. Потом, в XIX веке, были изобретены десятичные весы с отношением массы гирь к нагрузке 1:10, а в 1831 году на свет появились весы сотенные, соответственно, с отношением 1:100.

Жизнь ХХ века подтолкнула ученых к изобретению самых разнообразных весов: для бани, для дома, торговых, конвейерных для производства. Дело дошло и до изобретения электронных весов. Весы электронные платформенные предназначаются для взвешивания различных грузов и сырья. В 2005 году были изобретены весы, с помощью которых была взвешена молекула ДНК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статуэтки "Слоники" 7 шт.

Слон - удивительное существо, которое будоражит воображение европейцев и считается священным на Востоке. Его без преувеличения можно причислить к самым символичным созданиям на Земле.  По мнению многих людей, слон олицетворяет мудрость, долголетие, поистине царское достоинство, благосостояние и  удачу, и не удивительно, что фигурки этих животных – очень популярные предметы коллекционирования.

Слоники, в том числе и знаменитая композиция из 7 фигурок «мал мала меньше», была распространена в народной среде в течение всего XX века не только  в России, но и  в странах Европы. Мода на  экзотику Востока началась еще со времен "Модерна": декоративные фигурки из кости, металла, камня, фарфора встречались нередко.  На рубеже веков из Индии пришел к нам обычай дарить семь слоников «на счастье» - древняя индийская традиция выражала пожелание счастья и долголетия, а на более глубоком уровне символизировала вечность и преодоление смерти (такое значение индусы придавали талисману из семи слоников разной величины). Особенно они стали популярны в 1930-1950 годы. Выставленные на белой вышитой салфетке в каком-нибудь почетном месте в доме, семь слоников счастья конкурировали лишь с небольшими бюстами вождей и писателей. « Ах, слоники, прелестные слоники! Вы - наши кумиры, мы - ваши поклонники»,- красноречиво гласил припев песенки 50-х годов.

«Благоденствовали» слоники и в 60-е, когда они были излюбленными подарками на всевозможные торжества. Именно к этому времени относятся самые ранние фигурки, показанные на экспозиции.

Позднее, уже в начале 1970-х  фигурки слоников, так же как фикус в кадке, канарейка в клетке,  были названы признаком мещанства. Однако слоны и слоники, исчезнув из «обывательского» интерьера, пополняли более изысканные коллекции.

Коллекция личных вещей жены первого космонавта В.И. Горячевой

Они познакомились в клубе Оренбургского летного училища на танцах. 20-летняя Валентина Ивановна тогда работала на телеграфе, а Юрий Алексеевич учился в техникуме, параллельно посещая занятия в аэроклубе. Играла музыка, пары кружились в танцах, как вдруг девушка заметила появившуюся в дверях группу курсантов-первогодников, «стриженных, суетливых, возбужденных своим первым выходом „в свет“ после карантина». Один из них сразу же приметил симпатичную телеграфистку и направился к ней, чтобы пригласить на танец. Валентина Ивановна согласилась. За первым танцем последовал второй, потом третий… Казалось, Юрий Алексеевич хотел узнать о девушке все, он буквально засыпал ее вопросами, пока они танцевали: «Как вас зовут? Откуда вы? Учитесь или работаете? Часто ли бываете на вечерах в училище? Нравится ли это танго?». Было совершенно очевидно, что Валентина Ивановна очень сильно понравилась этому настойчивому курсанту.

Свадьба произошла 27 октября 1957 года. Неделю молодожены жили в коммунальной квартире родителей Валентины Ивановны по адресу Чичерина,35. Сегодня в этом доме открыт Дом-музей имени Юрия и Валентины Гагариных. В экспозиции демонстрируются личные вещи Валентины Ивановны, сделанные ее руками - она отлично умела шить.