Экспонаты

ШПИЛЬ С МИНАРЕТА «КАРАВАН-САРАЯ»

Автором проекта "Караван-Сарай" стал выдающийся русский архитектор Александр Павлович Брюллов. В его проектах, наряду с приёмами классической школы, возникают мотивы иных архитектурных стилей, преимущественно европейских - романского, готического, ренессансного. И лишь однажды Брюллов обратился к наследию восточного зодчества, выполнив по просьбе Оренбургского губернатора В. А. Перовского проект Караван-сарая. Цель постройки заключалась в первую очередь в необходимости комфортного размещения в Оренбурге башкиро-мещеряцкого войска и была аргументирована Василием Алексеевичем так: "...чтобы они (башкиры) имели более удобное помещение для себя и своих лошадей..., чтобы башкиры имели полную возможность исполнять по своему закону требы и молитвы...". Караван-Сарай, как и большинство исторических зданий Оренбурга, отличился примеркой на себя совершенно разных ролей: был он и резиденцией оренбургских губернаторов, и административным зданием Башкирской Республики, и техникумом, и даже планетарием. Возвращение мечети верующим произошло только в 1993 году. Несмотря на некоторые временные изменения, Караван-Сарай в целом сохранил свой первоначальный внешний облик. Стоит отметить, что в Музее истории Оренбурга хранится экспонат, имеющий прямое отношение к "наследию Перовского" - подлинный шпиль с минарета Караван-Сарая.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

50-МИЛЛИОННЫЙ ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК

Пика популярности оренбургские паутинки достигли во второй половине XIX века. К этому времени они стали набирать популярность за рубежом. В 1854 году платки были представлены на Лондонской международной выставке, где получили признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Мария Николаевна Ускова получила именную медаль «За шали из козьего пуха».

В ХХ в., благодаря экономической поддержке со стороны государства, удалось не только сохранить ручное производство знаменитых пуховых платков, но и наладить их машинное производство. В 1930-х стали организовываться артели, промхозы, был образован большой пуховязальный союз, который впоследствии стал именоваться фабрикой Оренбургских пуховых платков. Благодаря увеличению производственных мощностей, в 2004 году был выпущен 50-миллионный пуховый платок, который хранится в Музее истории Оренбурга.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОРТРЕТ В.А. ЖУКОВСКОГО

Копия с портрета К.П. Брюллова "В.А. Жуковский", написанная оренбургским художником Владимиром Ефарицким специально для Мемориального музея-гауптвахты Т. Шевченко (структурное подразделение Музея истории Оренбурга). «Брюлловский» подлинник написан, чтобы быть "разыгранным в лотерею": именно таким образом можно было вызволить из крепостного плена подающего надежды молодого художника Тараса Шевченко.

Зачем Жуковскому и Брюллову все это? Дело в том, что звезды российской живописи того времени, среди которых был и Карл Павлович, не могли не заметить талант талантливого юноши Шевченко и не проникнуться к нему симпатией. Казалось бы, Тарасу Григорьевичу предначертано стать уважаемым и знаменитым художником, но все эти перспективы перечеркивались одним простым фактом - он был крепостным. Этот статус нередко становился преградой на пути к творческому совершенствованию, что приводило Шевченко в уныние. Заметив переживания молодого художника, Брюллов, Жуковский и Венецианов стали договариваться о выкупе с помещиком Павлом Энгельгардтом, у которого будущий "кобзарь" числился в крепостных.

Энгельгардт прекрасно понимал, что продает непростого крепостного, поэтому и выставил "спасителям" счет - 2500 рублей. Для сравнения, за обычного дворового в те годы требовали 25-40 рублей, а за обученного ремесленника – около 1000 рублей. Естественно, такой крупной суммой никто их них не располагал.

Выход все же нашли. Была разработана схема: Жуковский заказывает свой портрет у Брюллова, тот его пишет, затем Жуковский выставляет портрет на аукцион и продает за ту сумму, которую запросил помещик – за 2500 рублей ассигнациями. Этот грандиозный план, достойный стать основой для сценария остросюжетной исторической драмы, сработал, и в конце апреля 1838 года Тарас Шевченко уже имел на руках вольную. Стоит отметить, что сама "лотерея" по продаже портрета проходила в Царскосельском дворце с участием императорской семьи.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. ПОРТРЕТ А.С. ПУШКИНА

Картина В.А. Тропинина, ставшая одним из самых ярких и известных портретов русского поэта А.С. Пушкина, была написана с натуры и до сих пор овеяна слухами и легендами. Например, достоверно неизвестно, кто заказал мастеру портрет. Существует несколько версий об этом, но мы постараемся акцентировать внимание на более правдоподобной. Заказчиком портрета был хороший друг Пушкина С.А. Соболевский, который хотел видеть Александра Сергеевича в домашней неофициальной обстановке, в которой так любил творить поэт. Василий Андреевич Тропинин принципиально не писал людей в официальных служебных мундирах и фраках для приема, и этим самым и привлек внимание Соболевского.

Приняв заказ, живописец и подумать не мог, что при работе столкнется неуловимостью гения. Александр Сергеевич действительно не отличался усидчивостью, необходимой для создания портрета с натуры, поэтому художнику приходилось устраивать самую настоящую «охоту» на поэта, часто гостящего у общих друзей и знакомых, чтобы сделать наброски. Тропинин изобразил его в свободном домашнем халате, наброшенном на белую сорочку с поднятым воротником. В XIX в. такой предмет гардероба как халат был не только удобной домашней одеждой, но и своеобразным символом свободолюбия и вольности.

Копия портрета представлена в экспозиции «А.С. Пушкин в Оренбурге» в Музее истории Оренбурга.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕЛЕВИЗОР «РУБИН – 102»

В 1950-е, 60-е и 70-е годы прошлого века счастливым обладателям телеприемника приходилось чуть ли не ежедневно принимать гостей, желающих хотя бы краем глаза узреть какую-нибудь телепередачу. Это была эпоха торжества гостеприимства, которая постепенно сходила на нет ввиду широкого распространения ТВ-агрегатов в 1980-1990-е.

В Доме-музее им. Ю. и В. Гагариных можно увидеть тот самый артефакт "гостеприимной" эпохи - телевизор чёрно-белого изображения "Рубин-102" производства Московского завода телевизионной аппаратуры (начало производству было положено в 1957 году). Он представляет собой настольный телевизионный приёмник 2-го класса, в конструкции которого были использованы последние достижения телевизионной техники тех лет. Телевизор имеет клавишный переключатель, которым производится включение и выключение, переключение на приём радиостанций и изменение тембра звучания. "Рубин-102" постоянно модернизировался, получая букву после цифр 102. Телевизор "Рубин-102А" выпускался с 1959 года, "Рубин-102Б" - с 1961 года, "Рубин-102В" - с 1963 года. Модернизированные телевизоры отличались от базовых только схемных усовершенствований. Всего телевизоров марки ''Рубин'' всех индексов с 1957 по 1967 год было выпущено 1328573 экземпляра. "Рубины" были очень популярны ввиду надежности и ремонтопригодности.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КЛЮЧ ПОБЕДЫ

В начале весны 1945 года над тыловыми позициями Советских войск, уже уверенно направляющихся в сторону Германии, летали самолеты, которые в установленных местах сбрасывали на землю небольшие пакеты. Для удобства обнаружения на земле к ним были привязаны ярко-красные вымпелы. Пакеты подбирались и передавались политработникам. А на следующий день в войсках проходили необычные политзанятия – замполиты показывали воинам содержимое пакетов – металлические ключи необычной старинной формы с крупно отлитым на головке числом "1945". Безусловно сам вид этих довольно крупных ключей мотивировал и без того по-боевому настроенных советских солдат и офицеров, они верили, что это число на головке ключа - и есть год окончания ужасной войны. Ну а после того, как замполиты объяснили, что эти символические ключи предназначены для "ворот" Берлина, источника причиненных всему миру бед и страданий, советских воинов уже было не остановить.

В экспозиции Музея Космонавтики представлен уникальный экспонат - один из легендарных "ключей Победы". Его изготовили летчики-штурмовики небезызвестного Гвардейского штурмового авиационного полка Белавина. Ну а честь "вручить" ключ воинам-освободителям выпала Петру Афанасьевичу Нечипоруку - выпускнику 1944 г. нашей Чкаловской "летки" и будущему летчику-испытателю Завода №47, предшественника Оренбургского машиностроительного завода (Машзавод), впоследствии ставшего АО «ПО «Стрела».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ГРАММОФОН С КОМПОНЕНТОМ «PRIMA STARKTON»

Тумбовые граммофоны, в отличие от их настольных аналогов, были настоящим произведением искусства и предметом роскоши. Корпуса в стиле ампир, барокко, модерн, неоклассика и декаданс украшали цветной майоликовой инкрустацией, серебряными и бронзовыми узорами, арфами, нотами и амурчиками. Изготавливались они, как правило, из дорогого дерева и унифицировались под интерьерные особенности дома его будущего счастливого обладателя. Заводной механизм и принцип работы такого граммофона были чаще всего идентичны тем в обычных настольных агрегатах, но качество звука все же отличалось: "тумба" звучала громче и объемнее (связано это с акустическими свойствами древесины). Недаром выбор многих меломанов прошлого останавливался на громоздком, но фантастически звучащем агрегате. Даже великий бас Федор Шаляпин на известной фотографии запечатлен рядом с именно напольным граммофоном.
Тумбовый граммофон, находящийся в экспозиции Музея истории Оренбурга, хоть и не может похвастать роскошно украшенным корпусом, оснащен очень качественными компонентами. Например, звукосниматель Prima Starkton Concert немецкого производства славился своей надежностью и простотой обслуживания.
Грустно, но факт: с появлением электрофонов к 1930-м годам производство граммофонов стало угасать. Они уходили в прошлое вместе со своей неповторимой эстетикой.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛЕВКАС «ОСОБОЕ ЗАДАНИЕ»

5 июля 1942 года 2 самолета Пе-2, ведомые командиром И.С. Полбиным и старшим лейтенантом Л.В. Жолудевым, бомбардированием с пикирования уничтожили крупный немецкий склад горючего в районе станции Морозовская и тем самым на продолжительное время задержали наступление немецких танковых дивизий на Сталинградском направлении. Всего 2 экипажа выполнили задачу, с которой мог справиться только авиаполк.
В Музее Космонавтики подвиг Полбина и Жолудева увековечен на огромной картине «Особое задание», которая была создана в студии военных художников им. М.Б. Грекова в 1988 году. Перед тем, как написать картину, народный художник РСФСР В.М. Сибирский консультировался с непосредственным участником этих событий – с Л.В. Жолудевым, который на тот момент времени уже был генерал-лейтенантом авиации. Он, как и Полбин, окончил Чкаловскую (оренбургскую) «летку» (1939 г).

Личные вещи И.С. Полбина: металлическое перо с грифелевым карандашом, кожаный планшет с металлическими кнопками-застежками.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АВИАЦИОННЫЙ СЕКСТАНТ

Секстант - это специальный прибор, при помощи которого можно определить свое местоположение по звездам. История происхождения этого навигационного прибора уходит в далекое прошлое. Сначала был изобретен компас для определения направления движения. При помощи часов высчитывали долготу, астролябии — широту, но они не давали точных результатов. Ученые многих стран занимались усовершенствованием угломерных изделий. Но история сохранила только два имени тех, кто изобрел секстант одновременно, используя научный потенциал того времени. Это Джон Хэдли из Англии, Томас Годфрис из США. Независимо друг от друга в 30-е годы XVIII столетия они разработали структуру октанта, сократив шкалу измерения до одной восьмой окружности, а в 1757 году лимб изделия был уменьшен до шестой части круга, и устройство стали называть морским секстаном, ставшим ярким представителем эпохи научно-технической революции XVIII в. (НТР в этом столетии началась с изобретения парового двигателя 1712 г.) и прародителем современных угломерных инструментов для навигации.

Современные секстанты используются как на флоте, так и в авиации. В экспозиции Музея Космонавтики представлен интегрирующий авиационный секстант ИАС-1М, произведен в СССР в 1950-е г. Данная модель пользовалась огромной популярностью у советских летчиков, так как славилась своей надежностью и удобством использования.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ К.С. КУЗЕНОВА

В 1943 г., будучи 17-летним парнем, Константин Сергеевич Кузенов отправился защищать Отечество от немецко-фашистских захватчиков. Целых два раза его жизнь висела на волоске, но жизнелюбие, оптимизм и мужество бойца Кузенова помогли ему пройти тернистый путь от Сталинграда до Берлина и остаться в живых.

Невзгодам и лишениям этой страшной войны не удалось погубить в Константине Сергеевиче талантливого художника. После войны он окончил Одесское художественное училище и курсы рисунка и живописи Московского университета искусств и активно принимал участие во всесоюзных, международных выставках. В 1975 году стал членом Союза художников России. В 2008 году ему был вручен Орден Международной Академии культуры и искусства "Служение искусству". Через свое творчество Константин Сергеевич рассказывал об однополчанах, командирах, односельчанах и просто случайных людях, с кем столкнула его фронтовая жизнь. Это не просто картины о войне, это летопись героя-воина, рисковавшего жизнью ради мирного неба над головами потомков.

Его работы неоднократно составляли экспозицию Музея истории Оренбурга и его структурных подразделений.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СКАФАНДР Ю.А. ГАГАРИНА «БЕРКУТ»

Универсальный скафандр "Беркут" разработан в СССР в 1964—1965 годах и предназначался для обеспечения безопасного выхода человека в открытый космос и спасения при разгерметизации космического корабля. Именно в нем Юрий Алексеевич Гагарин готовился ко второму полету в 1966-67 гг. В подобном "Беркуте" 18 марта 1965 года космонавт Алексей Леонов вышел в открытый космос.

"Беркут" относится к скафандрам «мягкого» типа, то есть, не имеющим жёсткого каркаса. Дыхание космонавта обеспечивалось вентиляционной системой открытого типа. Скафандр имеет двойную гермооболочку, экранно-вакуумную термоизоляцию, а шлем был снабжен светофильтром. Экранно-вакуумная изоляция, помещаемая под внешним чехлом, представляла собой несколько слоев металлизированной ткани и работала как сосуды Дьюара. Благодаря этому теплообмена между космонавтом и окружающим пространством практически не было.

"Беркуты" стали первыми и последними универсальными скафандрами в истории освоения космоса. В них можно было выполнять работы в открытом космосе, а на участке снижения они становились спасательными, то есть выполняли функцию "рыжих" скафандров СК-1 (в таких совершили полёт космонавты Гагарин, Титов, Николаев, Попович, и Быковский).

Данный скафандр представлен в экспозиции Дома-музея им. Ю. и В. Гагариных

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ Ю.А. ГАГАРИНА

"Летное снаряжение и костюм сдаю на хранение в комнату боевой славы родного училища". Вот что написал Юрий Алексеевич Гагарин на сумке от высотно-компенсирующего костюма, когда дарил свое снаряжение Оренбургскому летному училищу 13 октября 1962 года. Этот день был очень важен для курсантов "летки", так как им представилась удивительная по своей уникальности возможность увидеть человека, побывавшего в темной пучине космоса, и задать ему интересующие вопросы (а их, поверьте, было немало). Запомнился этот день и выпускнику училища Валерию Ивановичу Лежнину, учившемуся тогда на 1-ом курсе ОВВАУЛ: "Я тогда еще был первокурсником... Когда он приехал, нас собрали в клубе всех… Как раз вот это летное снаряжение он отдавал, вручал 4-курснику, отличнику учебы… А потом мы после клуба ушли в казарму, готовиться к самоподготовке. И тут он пришел в казарму. Прошел по казарме, побеседовал с нами. Запомнился тем, что, во-первых, он молодой. На 10 лет постарше. Нам 18, ему 28 было как раз. Юный такой вот, общительный… Кто ему вопросы задает, он, аж, в глаза смотрит внимательно, и слушает, боится пропустить каждое слово..."

Подарок первого космонавта является одним из самых ценных подлинных экспонатов в Музее Космонавтики. Он включает в себя шлемофон, кислородную маску, куртку от летного комбинезона и сумку от противоперегрузочного костюма.

Юрий Алексеевич после своего легендарного полета каждый год (последний визит - август 1967 г.) приезжал в Оренбург - город, который подарил ему крылья и семью. И каждый раз он оставлял здесь частицу себя. За день до того, как Гагарин посетил свое родное училище, он даже побывал на рыбалке.

Личные вещи Ю.А. Гагарина, представленные в Доме-музее им. Ю. и В. Гагариных: шлемофон и летная гимнастерка

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОСМИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ

Первым, кто совершил космический перекус, был Юрий Алексеевич Гагарин. Рацион для 108-минутного полета был скромным: мясо и шоколад в тюбиках. Космонавт успешно опробовал еду, однако, полноценные данные появились лишь после полета Германа Титова в августе 1961-го, сопровождающегося трехразовым питанием. Космонавт получил всю ту же космическую еду в тюбиках, форма которой зарекомендовала себя во время первого запуска.

Рацион был расширен, космонавт получил не только мясо и шоколад, но и суп, а также компот.

После приземления Герман Титов отметил сильное чувство голода, которое доходило до головокружения. Вывод напросился сам собой: необходимо было обратить внимание на питательность, а также на то, как продукты усваиваются. Спустя 20 лет после начала усиленной работы над космической едой в СССР и США появилась вкусная, разнообразная еда. В Советском союзе насчитывалось около 300 видов космической еды. В наши дни, количество видов сократилось почти в 2 раза, да и от формата "выдави и съешь" стали постепенно отказываться.

В экспозиции Дома-музея им. Ю. и В. Гагариных представлены образцы космической еды как советского периода (1980-е гг.), так и современности.

Это вакуумные упаковки с сублимированными супом «Харчо», соком и чаем (3), герметичные упаковки с черным и белым хлебом, крекером, ирисом, черносливом, печеньем (6), металлизированные упаковки с сублимированным дневным рационом питания (6 шт.), а также консервированная пища (7 шт.)