Экспонаты (продолжение)

           Картина "Пушкин и Даль у Перовского"

 А.А. Власенко был одним из художников, который занимался оформление всего музея на момент его открытия в 1983 году. На акварельном рисунке он изобразил знаменательное для Оренбурга событие — прибытие А.С. Пушкина в город. Самым первым человеком с которым повстречался в Оренбурге Александр Сергеевич был Василий Алексеевич Перовский, генерал-губернатор города. Учитывая нюансы путешествия А.С. Пушкина, любая его деятельность должна была быть открытой (Александр Сергеевич собирал материалы по Пугачевскому бунту), генерал-губернатор должен был обо всех действиях поэта докладывать императору.  Василий Алексеевич и Александр Сергеевич были старыми друзьями, поэтому для избегания неприятных ситуаций, В.А. Перовский приставил к поэту чиновника по особым поручениям — В.И. Даля. Владимир Иванович стал экскурсоводом для А.С. Пушкина, проведя его по местам Пугачевского бунта и познакомив с нужными людьми.

 

Пианино

 Прямым предшественником современного пианино было фортепиано, конструкцию которого около 1709 года придумал итальянский мастер-инструменталист Бартоломео Кристофори. В переводе с итальянского языка слово «пианино» буквально означает «маленькое фортепиано». Этот инструмент не предназначен для концертных выступлений, на нем играют в основном в небольших помещениях.
Главное отличие пианино от рояля в том, что струны, внутренний механизм и резонирующая поверхность — дека — располагались в инструменте не горизонтально, а вертикально, что и позволило существенно уменьшить его размеры.
Первое пианино собрал американский изобретатель Джон Хокинс в 1800 году. Спустя год независимо от него похожий музыкальный инструмент придумал австралийский изобретатель Мюллер. Он добавил к конструкции ножную педаль, которая регулировала звучание инструмента.
Устройство пианино было простым: специальный молоточек внутри инструмента ударял по струне благодаря нажатию на клавишу — так он вызывал звуковую вибрацию. Встроенный возвращатель позволял молоточку отклоняться назад, а не оставаться прижатым к струне — так струнный звук получался звонким. В более поздних, усовершенствованных моделях появилась двойная репетиция — устройство, благодаря которому молоточек опускался наполовину, это помогало в исполнении трелей и быстрых переборов нот.
В России пианино распространились ближе к 1820-м годам. Главными мастерами того времени были Карл Вирт и Иоганн Тишнер.
   В экспозиции музея представлено пианино немецкого производства «Траутвайн» («T.Trautwein, Berlin»). Ему более 100 лет: оно было создано в к. XIX — нач. XX вв. Корпус пианино изготовлен из дерева, узорами в технике резьбы. Общий стиль исполнения — рококо. У пианино есть ножные педали, которые регулируют звучание инструмента.

Сороковая

Мерная кружка — «Сороковая». Сороковая, это 1/40 часть ведра. Кружка — единица измерения объёма жидкости, применявшаяся на территории Российской империи для введения метрической системы мер. Использовалась, как правило, при измерении количества вино-водочных изделий.

  Из такой кружки можно пить воду, молоко, пиво и другие напитки, в которых нет кислоты. Медь требует к себе тщательного обращения и правильного ухода. Как правило всегда имелась у кучеров, управляющих каретами — с собственной посудой удобнее было посещать кабаки и таверны. 

Нож для резки бумаги

Канцелярские принадлежности для письма появились очень давно. И самым первым из них был обыкновенный уголек или головешка от костра, которым древние люди рисовали на скалах и в пещерах. По мере совершенствования человечества совершенствовались и инструменты для письма. Появились перо, чернила, бумага, карандаши, мелки и т. д… Люди почти ежедневно стали использовать бумагу, в связи с чем возникла необходимость создания ножей для ее резки.

  Ножи для резки бумаги декорировались узором, покрывались кожей, были статусной вещью.

Походный сундучок Петра Гринева

  «Русский бунт» — исторический фильм, снятый по мотивам сочинений А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и «История Пугачёва». 

  Для съёмки фильма на Красной горе возле посёлка Саракташ Оренбургской области сотрудниками и студентами Оренбургского аграрного университета под руководством художников-постановщиков фильма были выстроены деревянные декорации, изображающие Белогорскую крепость — избы, мельница, церковь, крепостная стена — которые сохранились до сих пор и используются в качестве музея под открытым небом.

Походный сундучок Петра Гринева — это реквизит, который использовался во время съемок фильма.

Поддужные колокольчики

 Предания связывают начало колокольного производства на Валдае с разбившимся здесь в конце XV в. вечевым новгородском колоколом. По легенде, из его осколков и родились знаменитые ямщицкие колокольчики Валдая…
  В 1478 году по приказу царя Ивана III вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы. Но пленник так и не добрался до Москвы. На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, напуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги. Бесчисленные осколки превратились в маленькие колокольчики. Местные жители подобрали их и стали отливать по их подобию свои, разнося славу о вольнице новгородской по всему свету.

Бюст А.С.Пушкина "Болдинская осень"

В старинном селе Большое Болдино Нижегородской губернии находится родовая усадьба поэта — памятник культуры федерального значения. Из всех имений пушкинской семьи только Болдинская усадьба не была разрушена во время революций и войн.

  Оренбургский скульптор Н.Г. Петина занималась изготовлением памятников и бюстов А.С. Пушкина на протяжении многих десятилетий. В этой работе она хотела продемонстрировать самый плодотворный период творчества поэта — его «Болдинскую осень» 1830 года.

Трость прогулочная

 Было время, когда джентльмен не отваживался выйти на улицу без шляпы, перчаток и трости. Первые описания трости встречаются в конце V до н. э. у греческого историка Геродота. Простая суковатая палка, служившая опорой для ходоков, превратилась в изящное украшение. Изготавливали трости из твердых пород дерева. Каждое дерево имело свое символическое значение: бук — величие, кедр — сопротивление, бессмертие, дуб — сила, ива — честолюбие, рябина — подчиненность, самшит — твердость и мужество, боярышник — надежда и благоразумие…

Венский диванчик фирмы «Тонет»

В середине XIX столетия австро-немецкий краснодеревщик и мебельщик Михаэль Тонет открыл в Вене фабрику по изготовлению мебели из гнутого дерева. Она была прочной, практичной и при этом удивительно красивой. Если мебель, изготовленная из цельных кусков древесины, была массивной и основательной, то изящные изделия Тонета буквально парили в воздухе. Не случайно его мебель быстро завоевала фантастическую популярность во всем мире и в частности — в среде русского дворянства. Впоследствии мебель марки Thonet начали называть либо по стране производства, венской мебелью, или по названию фабрики — в стиле «Тонет».
  Диван является самым крупным предметом из мебельного гарнитура Тонета, представленного в «Интерьере жителя Оренбурга к. XIX — нач. XX вв.». При этом его размеры замечательно маскируют утонченные формы: элементы 3-секционной спинкии локотники сгибаются в полукруге, а на поверхности сидушки — резные растительные элементы.
  Стоит отметить, что деревянные детали мебели Тонета имеют специфический цвет в том числе потому, что они обработаны паром или кипятком. Они подвергались такому воздействию для создания гибких форм: вымоченную в кипятке или распаренную водяным паром древесину выгибали в различных направлениях и фиксировали с помощью пресс-форм, после чего она сохраняла новый внешний вид. В разные времена из гнутой древесины уже делали сани, лыжи, лодки, бочки, однако именно Тонет приспособил эту технику для фабричного мебельного производства и в 1942 году даже получил на нее патент.
  Начинал Тонет с обычных для начала XIX века изделий из цельного дерева: их производила его первая мебельная фабрика в немецком городе Боппарде, открытая в 1819 году. Первые опыты по производству прочных и легких конструкций путем выгибания и склеивания слоев фанеры он предпринял спустя 11 лет. На одной из промышленных выставок на диковинный деревянный стул Тонета обратил внимание сам австрийский канцлер-князь Клеменс фон Меттерних и предложил мастеру переехать в Вену. Спустя некоторое время Тонет откликнулся на это предложение.

Кровать

В собрании музея представлена кровать в стиле «Модерн». Корпус ее выполнен из дерева с лаковым покрытием. Верхняя часть спинки украшена латунными линейными орнаментами. Составной частью кровати является матрац-сенник.
  Кровать издревле была обязательным предметом в любом доме. Первобытные люди спали группами по несколько человек на полу, выстланном шкурами зверей, травой и ветками. Это помогало им сохранить тепло. Древние египтяне одними из первых начали использовать в качестве кроватей деревянные прямоугольные рамы, на которые натягивалась сетка из ремней и веревок. Так они смогли приподнять ее над землей и создать прообраз современной кровати. Также первые изделия, напоминающие кровать, ученые обнаружили у древних шумеров — они устраивали спальное место на специальном возвышении еще около пяти тысячелетий назад.
  Древние римляне первыми начали делать деревянные кровати со спинкой в изголовье. Как правило, их украшали бронзовыми накладками и резьбой. Такие кровати назывались «лектус». А в Древней Греции — «краббатионе». У ученых есть предположение, что именно от этого слова и произошло название «кровать».
  Со временем кровати приобретали все более сложную конструкцию. В Средние века они стали роскошными и изысканными — часто выглядели как настоящее произведение искусства из ценных пород дерева и драгоценных камней. Такие изделия могли позволить себе лишь представители знати. В домах простых людей кровати появились позже — в XIV–XVI веках. Причем, как правило, на одной кровати спали все члены семьи.
  На Руси кровати обрели популярность в начале XVII века. Во многом этому способствовал Петр I, который привил привычку спать на кровати местной аристократии. Крестьяне же вплоть до XIX века продолжали спать на печах и деревянных настилах. Металлические кровати, как та, что представлена в собрании музея, были популярны до середины XX века, пока им на смену не пришел раскладной диван.

Диван

  Диван в стиле модерн с массивным изголовьем, украшенным прямоугольным зеркалом, обтянут черным дерматином. Имеет круглые локотники, также обтянутые данным материалом.
В начале XIX века большую роль в интерьере русских домов играли диваны. В дворянских домах даже появляются диванные комнаты.
  Диваны имели прямоугольные очертания, формы их были внушительны и монументальны. Вместо локотников выполнялись боковины с резными колонками. Стояли такие диваны на широких прямоугольных опорах или на ножках в виде львиных лап. Изготавливали диваны в форме ладьи или широкого кресла, а резным локотникам зачастую придавали форму лебедей, львов или сфинксов. Гладкие поверхности спинок и локотников покрывались фанерой высокого качества из красного дерева или карельской березы.
  Представленный в экспозиции музея диван имеет массивное высокое изголовье, деревянная часть которого украшена резными растительными мотивами в стиле модерн и прямоугольным зеркалом, имеющим лишь декоративное значение. Это дает возможность предполагать, что изготовлен он был в начале XX века, вероятно, в Российской Империи. Зарубежные мастера использовали только красное дерево, а в России умельцы быстро нашли альтернативу из не менее ценных древесных пород — карельской березы, ореха. Диван обит черным дерматином без рисунка и рельефного тиснения.
С 1900 по 1917 год интерьеры особняков знати и дворянских домов определял стиль «русский модерн». Его черты очень схожи с традиционным европейским модерном, который зародился в конце 1880-х годов и стал ведущим в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и дизайне в конце XIX — начале ХХ века. В модерне отказались от прямых линий. Им на смену пришли круглые природные, более естественные формы. Мастера стремились придать повседневным вещам новый облик, но при этом сделать так, чтобы они гармонично вписывались в окружающую обстановку.

Изразец глазурованный рельефный

 Наличник печи представлен гладкими изразцами в стиле «барокко». Изразцы использовали для того, чтобы улучшить внешний вид печи. Они изготавливались разного размера и формы — плоские, угловые, фигурные. Их нельзя было разрезать — короб собирали только из целых деталей. Сначала создавали эскиз, по которому делали все отливки. Потом собирали каркас из изразцов, который крепили к печи.
  Главная отличительная особенность изразцовой плитки от обычной заключается в наличии румпы — выступающих бортиков с обратной стороны изделия. Они предназначаются для соединения изразцов между собой в процессе кладки и сохранения тепла.
  Раньше печи устанавливали не только в домах богатых граждан, но и в царских дворцах и даже в церквях. Со временем жизнь человека стала проще: производство печей сократилось, а на смену им пришли современные, удобные, экономичные и неброские отопительные приборы. Однако сейчас можно наблюдать возрождение интереса к этой технологии как к элементу декора.

Шкатулка «Касли»

Историки считают, что первая шкатулка для украшений появилась на Ближнем Востоке несколько тысячелетий назад, а в европейских странах ими начали пользоваться в Средневековье. В Древней Руси маленький сундучок или ларец хранился в каждом доме. В них лежали памятные мелочи, письма, драгоценности.
  В русском языке слово «шкатула» впервые упоминается в 1598 году, а «шкатулка» — в 1610-м. Согласно «Этимологическому словарю русского языка Макса Фасмера», оно произошло из польского, среднелатинского и итальянского языков и означало «коробка».
  Стоимость шкатулки зависела от материала, из которого она была сделана. Так, высоко ценились шкатулки из слоновой кости, благородных металлов — золота или серебра, покрытые эмалью, кожей, драгоценными или полудрагоценными камнями. Для оформления шкатулки часто использовали гравировку, инкрустацию, скань или перегородчатую эмаль.
  Шкатулка, представленная в экспозиции, предположительно принадлежала оренбургскому семейству конезаводчиков Ивановых. Шкатулка была изготовлена в начале XX века на чугунолитейном заводе в городе Касли, на территории современной Челябинской области. На производстве изготавливали скульптуры, декоративные предметы и архитектурные элементы из чугуна. Мастера на заводе использовали собственную технологию — каслинское литье. Их изделия имели четкие, графичные силуэты, рельефную поверхность и множество резных деталей.

Вазы формы «Берц»

Вазы такой формы были неимоверно популярны не только в эпоху модерна, но и на протяжении всего ХХ века. Выпускалась в разных странах многочисленными производителями без клейм. Эти вазы не клеймились. Считается, что более старые экземпляры имеют шлифованное вручную донышко. Их называли «ваза тянутая»: стеклодувы, будто соревнуясь, вытягивали стекло, доводя высоту изделия до 70-80 см. Во Франции за моделью закрепилось название «Эйфелева башня». А в России — вазы «берц». Так их назвали из-за сходства формы с берцовой костью.
  Самый известный производитель — это Мальцовские стекольные заводы. Скорее всего, наши парные экземпляры нежно-зеленого (уранового) и голубого (купоросного) стекла родом с этого прославленного производства. Вазы ценились за интенсивность цвета, получаемого за счет добавления оксидов металлов. Так, в голубой цвет окрашивает оксид меди, в пурпурно-фиолетовый — марганца, сиреневый — никеля. Добавляя соединения железа, можно получить теплый янтарный цвет.

Статуэтка «Робинзон Крузо»

  Бронзовая статуэтка, олицетворяющая Робинзона Крузо — персонажа романа английского писателя Даниэля Дефо (1660—1731), впервые опубликованного в апреле 1719 года и повествующего о нравственном возрождении человека в общении с природой. Материалом для романа Дефо послужило описание пребывания шотландского боцмана Селькирка на необитаемом острове в 1704–1709 годах. Дефо избрал для своего Робинзона условия и изоляцию, сходные с теми, что достались Селькирку; но если Селькирк одичал на острове, то Робинзон нравственно возродился.
  Роман «Робинзон Крузо» дал начало классическому английскому роману и породил моду на псевдодокументальную художественную прозу; его нередко называют первым «подлинным» романом на английском языке. Роман, однако, переменил круг читателей и стал детской книгой. По количеству вышедших в свет экземпляров долго занимал исключительное место не только среди сочинений Даниэля Дефо, но и в книжном мире вообще. На русском языке впервые издан под названием «Жизнь и приключения Робинзона Круза, природного англичанина» (1762—1764).
  В начале ХХвека роман снова стал пользоваться популярностью в обществе на фоне моды на стиль «Модерн» с его природными естественными чертами.

Венский стул фирмы «Тонет»

В интерьерах конца XIX века наряду со стильной по тем временам мебелью встречалась и бытовая, утилитарная венская мебель. Венскими называли легкие и прочные предметы интерьера, изготовленные из гнутого под паром букового дерева. Первую такую мебель выпустил австрийский мастер Михаэль Тонет.
  Тонет родился в 1796 году в немецком Боппарде. Он выучился на плотника и краснодеревщика и открыл мебельную мастерскую. Продукция и так пользовалась спросом, но мастер стремился создать необычную, легкую и изящную мебель. В 1842 году он переехал в Вену, где изобрел новую технологию обработки дерева. Тонету выдали королевский патент на «выгибание дерева любого рода, включая самые негибкие породы, химико-механическим способом с целью получения желательных форм, в том числе округлых». Патент он получил в Вене, поэтому и стулья стали называть венскими.
Изобретатель новой технологии основал фирму «Братья Тонет». Он создал беспрецедентное производство с отлаженной на всех этапах системой предприятий — сырьевой базой, фабриками, складами, рекламой, магазинами. Главными потребителями венской мебели стали не только европейские страны, но и государства Латинской Америки.
  В 1851 году на Всемирной выставке в Лондоне он получил за свою венскую мебель первую бронзовую медаль, а на Всемирной выставке 1878 года в Париже — золотую. Фирма «Братья Тонет» была официальным поставщиком Императорского Двора в России.
Значительная часть тонетовской продукции была ориентирована и на российского потребителя. Во многих городах России появились магазины-склады. В Архангельске тонетовскую мебель можно было купить в торговом доме купца Петра Видякина, расположенном на углу Троицкого проспекта и улицы Поморской.
  Для того чтобы избежать высокой ввозной пошлины в Россию, в 1881 году в Новорадомске — на территории «русской Польши» — Тонет открыл новую фабрику. Больше половины всей продукции фирмы стало поступать на русский рынок.
  Основным конструктивным элементом мебели служил гнутый круглый стержень. Эластичность бука позволила получать закругленные, круглые и спиралевидные формы. Наиболее распространенными были венские стулья, которые различались внешним видом сидений и спинок, цветом и отделкой. Сиденья стульев делали круглыми или трапециевидными, с выжженным или тисненым рисунком. Но чаще всего венские стулья снабжались плетеным сиденьем, которое гармонировало с их легким строением и придавало изящный вид.
  Стулья, представленные в «Интерьере жителя Оренбурга к. XIX — нач. XX вв.» имеют трапециевидную сидушку и круглый гнутый элемент в спинке.

Утюг

Утюг — хозяйственная принадлежность, приспособление для глаженья белья и платья, состоящее из нагревающегося тяжелого металлического корпуса с гладкой нижней поверхностью и ручкой сверху. Жаровой утюг (внутрь которого накладывают для нагревания жар, т. е. уголья — в отличие от простого, цельного, нагреваемого на огне).
  На Руси существовали различные способы глажки вещей после стирки. Например, мокрую ткань растягивали на ровной поверхности и в таком виде оставляли сушиться. Гладили белье «гавками» — стеклянными шарами, отрезанными донышками бутылок, железными кружками, наполненными горячей водой.
  Первое письменное свидетельство наличия в обиходе утюгов датировано 10 февраля 1636 года. В книге расходов царского двора отмечено: «Кузнецу Ивашке Трофимову выдано 5 алтын, а он за те деньги заделал в царицыну палату утюг железный».
  В XVIII веке уже было налажено промышленное производство утюгов различных видов.
Духовые утюги, их еще называли жаровые — пустотелый корпус утюга заполняли углем. Такие утюги также различали на швейцарские и английские.
Простые пустотелые, их называли «швейцарскими». Пустотелые с трубой или с отверстиями по бокам для улучшения циркуляции воздуха — «английские». Чтобы снова разжечь уже остывшие угли в духовом утюге, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону.
Также в то время бытовали утюги с вкладышами. Корпус у них был полый, с тыльной стороны закрыт заслонкой. Непрерывность глаженья обеспечивали два вкладыша, которые по очереди разогревали на огне.
  Литые чугунные, разогреваемые на открытом огне или в горячей печи. Среди них выделялись специальные «портновские» утюги.
Одни из них были больше и тяжелее обычных чугунных утюгов. Такими утюгами разглаживали швы на изделиях из толстых тканей. Большие чугунные утюги весили до 12 кг и предназначались для глажки грубых тканей.
  Чугунный утюг разогревался очень долго — не менее 30 минут, а горячим его невозможно было брать без прихватки. Поэтому вскоре такие утюги усовершенствовали: их стали делать парными — с одной съемной ручкой на два чугунных основания. Пока одним гладили, второе основание нагревалось, так что процесс глажки заметно ускорялся.
  В конце XIX века стали делать 10-сантиметровые дорожные утюжки, которые нагревались от плиты.
Некоторые заводчики украшали утюги своими инициалами, другие — узорами.
  В конце XIX века стали производить газовые утюги. Принцип их работы был тот же, что и у газовых плит: утюг разогревался от горящего газа. В корпус такого утюга была вставлена металлическая трубка, подсоединенная другим концом к газовому баллону, а на крышке утюга располагался насос. С помощью насоса газ загонялся в нутро утюга, где, сгорая, нагревал гладильную подошву.

Джезайл

Джезайл, или джезайль — традиционное длинноствольное дульнозарядное ружьё некоторых народов Центральной Азии, особенно было распространено в Афганистане.
Джезайл оружие ручной работы и, следовательно, их конструкция и оформление были весьма разнообразными. Оружие тщательно украшено и инкрустировано темной и белой костью. Имеет очень длинный ствол, что было нехарактерно для европейских ружей (мушкетов), и крупный калибр, обычно больше 12 мм. Весили от 6 до 7 кг по сравнению с 4-5 кг для мушкета. Такой вес оружия обеспечивал при стрельбе меньшую отдачу.
  Большинство джезайлов были гладкоствольными, но некоторые из них имели нарезы, что в совокупности с длиной ствола делали их очень точным для своего времени оружием. Их замки могли быть фитильными либо ударно-кремнёвыми. Поскольку кремнёвые замки были сложны в изготовлении, часто при создании джезайла использовались детали от трофейных британских мушкетов. Возможно, и наше оружие имеет английские детали так на замочной доске ударного замка, просматривается цифры «1810» и имеется клеймо с изображением идущего льва на задних лапах и передними лапами он держит корону.
  Приклад у джезайла необычно изогнутой формы. Смысл этого до сих пор не вполне ясен — это могло обеспечивать большее удобство ношения и стрельбы или иметь чисто декоративную функцию.
Во время Первой англо-афганской войны джезайлы были основным дальнобойным оружием афганских воинов. Поскольку их дальнобойность превышала таковую у британских мушкетов, они были особенно эффективны при засадах и обстреле с горных высот, нанося значительные потери англичанам. В то же время в сражениях на открытой местности это оружие не давало решающего преимущества.

Картина "Меновой двор в Оренбурге"

Картина «Меновой двор в Оренбурге». Автор Ефарицкий В.А. написал вольную копию с картины «Меновой двор в Оренбурге» (1860 год) академика Академии художеств России Андрея Николаевича Гороновича (1818-1889). Картина хранится в Государственном русском музее. Андрей Николаевич в 1851–1860 гг. был и работал в Оренбургской губернии. В 1853 году участвовал в походе на Ак-Мечеть, во время которого сделал много акварелей и зарисовок. Этапной в творческой биографии художника явилась картина «Меновой двор в Оренбурге», которая принесла ему звание академика.
  На картине изображен внутренний двор Менового двора, на которой большое количество людей это купцы и их приказчики, одетые в разноцветные халаты, с разноцветными чалмами на головах, а у туркмен и хивинцев надеты громадные папахи из овечьих шкур. Помимо людей мы видим домашних животных, которые являлись основным предметом торговли на Меновом дворе. На заднем плане изображены не высокие 2-х этажные здания и примыкающие к ним стены, ограничивающие двор.
  Меновой двор заложен в 1744 году в 3 км юго-западнее г. Оренбурга. Здесь находились 344 лавки и 140 амбаров, квартиры для купцов, мечеть и церковь. В Меновой двор можно было пройти через двое ворот: русские, обращенные к городу, и азиатские — со стороны казахских степей.
  Меновой двор напоминал в то время крепость: по углам он имел 4 бастиона с пушками, которые обслуживались специальным гарнизоном солдат
  Товары здесь преимущественно обменивались на товары. Отсюда и произошло название двора — Меновой.
  Из Хивы, Бухары, Хорезма, Ташкента, Самарканда и других мест Средней Азии сюда тянулись караваны верблюдов, навьюченных восточными товарами. Для торговли с ними приезжали купцы из Москвы, Нижнего Новгорода, Ростова, Киева и других городов.

Картина "Портрет Я.В. Виткевича"

  Ян Виткевич (1808-1839) — российский офицер, востоковед, путешественник, первый посланник Российской империи в Кабуле.
  Родился 24 июня 1808 года в мелкопоместной дворянской литовский семье в местечке Пашяуше.
  В 1823 году за участие в тайной польской, антиправительственной организации «Чёрные братья» был приговорен судом к сдаче в солдаты «без выслуги лет». С 1824 года начал службу рядовым в Орской крепости в 5-м линейном батальоне Отдельного Оренбургского корпуса.
  Благодаря хорошим способностям к языкам, свободно говорил на немецком, английском, французском, польском и русском; в короткое время овладел персидским (фарси) и наречиями тюркских языков (узбекский, киргизский).
  В 1829 году познакомился с известным немецким учёным и путешественником А. Гумбольдтом, у которого он пробыл некоторое время переводчиком во время его путешествия по Российской империи. По ходатайству Гумбольдта перед военным губернатором в Оренбурге и властями в Санкт-Петербурге, был в 1830 году произведен в унтер-офицеры.
  В 1831 году был переведён в Оренбург в Оренбургскую пограничную комиссию. Помимо обязанностей переводчика (в 1832 году в качестве переводчика сопровождал путешествовавшего по Оренбургскому краю немецкого ботаника Лессинга), выполнял поручения разведывательно-дипломатического характера.
  В 1827 году прибыл в Кабул. Ему удалось склонить симпатии афганского эмира Дост-Мухамед-шаха в пользу Российской империи.
  Утром 9 мая 1839 года был найден мёртвым в своём номере в Санкт-Петербурге. На полу находился пистолет, выстрелом в голову из которого он был убит, а в камине — куча пепла от сожжённой бумаги. Документов, привезённых им с собой, нигде найдено не было. Осталась предсмертная записка, адресованная друзьям.
  

Картина "Портрет В.И. Даля"

  Владимир Иванович Даль (1801-1872) — русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, военный врач. Наибольшую славу принёс ему непревзойдённый по объёму «Толковый словарь живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года.
Женившись в 1833 году на Юлии Андре (1816-1838), Даль был в июле переведён в Оренбург чиновником особых поручений при военном губернаторе В.А. Перовском. На этой должности он служил около восьми лет.
  Во время пребывания на Южном Урале много ездил по уездам, собирал фольклорные материалы, занимался естественными науками. За свои коллекции по флоре и фауне Оренбургского края был избран в 1838 году членом-корреспондентом Петербургской академии наук по физико-математическому отделению. Собранные материалы по фольклору, этнографии башкир, казахов, русских и других народов легли в основу его произведений: «Охота на волков» (1830 е гг.), «Башкирская русалка» (переложение башкирского эпоса «Заятуляк и Хыухылу», 1843), «Майна» (1846), «Обмиранье» (1861), «Башкиры. Этнографический очерк, описание башкирцев и их образа жизни» (1862) и другие.
Помимо русского, В.И. Даль знал, по меньшей мере, 12 языков, понимал тюркские языки, собирал в Оренбурге тюркские рукописи, благодаря чему считается одним из первых в России тюркологов.
18-20 сентября 1833 года, Владимир Иванович сопровождал А.С. Пушкина по пугачёвским местам Оренбургского края. Именно от Александра Сергеевича он узнал сюжет «Сказки о Георгии Храбром и о волке». Вместе с В.И. Далем поэт объездил все важнейшие места пугачёвских событий. В благодарность он прислал ему в 1835 году подарочный экземпляр своей «Истории Пугачёва».
  В 1835 году Даль был избран член-корреспондентом первого состава Уфимского губернского статистического комитета. Он продолжал и литературные занятия, активно сотрудничал в журнале «Сельское чтение». В 1833–1839 годах вышли в свет «Были и небылицы Казака Луганского».
  В 1839–1840 гг. доктор Даль участвовал в Хивинском походе. Его военная деятельность освещена в ряде его сочинений мемуарного характера, например, «Донская конная артиллерия» и «Письма к друзьям из похода в Хиву».

 

Картина "Портрет В.А. Обручева"

Владимир Афанасьевич Обручев (1795-1866) — русский военный, генерал от инфантерии.
  Потомственный дворянин, родился в Архангельской губернии.
  Во время Отечественной войны 1812 года Обручев состоял адъютантом при генерал-майоре И.И. Дибиче. За боевые отличия был награждён орденом Св. Владимира IV ст. с бантом.
  В 1828 году в должности дежурного генерала 2-й армии он участвовал в войне с Турцией и по её окончании был награждён орденом Св. Анны I ст.
  В 1831 году за боевые отличия в польской кампании Владимир Афанасьевич был произведен в генерал-лейтенанты, а за штурм Варшавы удостоен орденом Св. Георгия III ст.
  В 1832 году В.А. Обручев получил в командование 1-ю пехотную дивизию, в следующем году — 3-ю гренадерскую, а в 1842 году был назначен командиром отдельного Оренбургского корпуса, оренбургским военным губернатором и управляющим гражданской частью. В Оренбург он прибыл 3 июля. Здесь им были предприняты экспедиции: в 1846 году — на восточный берег Каспийского моря, в 1847 году — вглубь степей, до реки Сыр-Дарьи, где он возвёл Раимское укрепление.
  Награждён орденами Св. Георгия 4-й и 3-й ст., Св. Владимира 4-й ст., Св. Анны 1-й ст.

Картина "Портрет Николая I"

Автор портрета Николая I В.А. Ефарицкий написал вольную копию с портрета Николая I (Российская империя, 1852 г.) немецкого художника-портретиста Франца Крюгера (1797-1857).
  Изображен император и самодержец всероссийский Николай I Павлович (1796-1855). Фигура императора дана в полном развороте, голова повернута в сторону зрителя, взгляд также обращен к нему. Николай Павлович изображен в форменном застегнутом на блестящие пуговицы, темно-синем сюртуке Лейб-гвардии Конного полка с высоким воротником. На плечах сюртука штаб-офицерские эполеты. На груди императора ордена, один из них — императорский орден Святого апостола Андрея Первозванного. Голова Николая I ничем не покрыта.

Картина "Портрет П.К. Эссена"

Портрет оренбургского военного губернатора, графа Петра Кирилловича Эссена, автор Н. Мирошников. Вольная копия с «Портрета Петра Кирилловича Эссена» (1826) картина Джорджа Доу и его мастерской.
Граф Пётр Кириллович Эссен (1772—1844) — российский государственный и военный деятель, генерал от инфантерии. Родоначальник русского дворянского рода Эссен.
Участник Отечественной войны 1812 года. Во время кампании Ста дней совершил поход во Францию и находился при блокаде Меца.
  С начала 1817 года Эссен был Оренбургским военным губернатором, он постоянно находился в Оренбурге и на степных границах империи. 1 января 1819 года пожалован в генералы от инфантерии. Время управления Оренбургской губернией Эссеном характеризуется усилением военного наступления на степь. На линии были увеличены военные силы, были приняты меры к мобилизации местного населения.
Известно, что в конце 1821 года он приезжал в Санкт-Петербург, где встретился с Доу, который в начале 1822 года написал его портрет. Готовый портрет поступил в Эрмитаж 7 сентября 1825 года.
  Картина представляет собой погрудный портрет, овальной формы генерал-лейтенанта П.К. Эссена.
  Петр Кириллович изображён в профиль в генеральском мундире, введённом для пехотных генералов 7 мая 1817 года. На шее крест ордена Св. Георгия III класса; по борту мундира кресты орденов св. Анны 1-й ст. и прусского Красного орла 2-й ст.; справа на груди серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте, бронзовая дворянская медаль «В память Отечественной войны 1812 года» на Владимирской ленте и звёзды орденов Св. Александра Невского и Св. Владимира 1-й ст.

Медаль «За Хивинский поход»

  Хивинский поход 1873 года — военная экспедиция войск Российской империи с целью покорения Хивинского ханства в 1873 году.
  В ходе взятия Хивы было освобождено 10 тысяч рабов. По итогам похода между Российской империей и Хивинским ханством был заключён Гендемианский мирный договор. Ханство признало протекторат Российской империи над собой. А 22 июля 1873 года император Александр II специально для участников описываемых военных событий учредил государственную награду — медаль «За Хивинский поход».
Медаль «За Хивинский поход» — медаль Российской империи для награждения участников военного похода в Хивинское ханство в 1873 году.
  Медаль сделана из серебра. На лицевой стороне медали изображён витиеватый вензель Александра II. Над вензелем изображена большая императорская корона. На оборотной стороне медали в центре горизонтально расположена дата: «1873». Вдоль гурта по окружности надпись: «ЗА ХИВИНСКІИ ПОХОДЪ».   

Картина "Портрет И.А. Рейнсдорпа"

Именно он непосредственно руководил обороной Оренбурга, осаждённого войском Пугачёва с 5 октября 1773 года по 23 марта 1774 года. Екатерина II в именном указе от 1 мая 1774 года высоко оценила заслуги Рейнсдорпа в обороне Оренбурга, отметив, что он «мужественным духом и неустанными трудами» подавал «достохвальный пример бодрствования» гарнизону и жителям, отстоявшим город во время полугодовой осады пугачёвцами. Императрица сочла возможным пожаловать ему орден Александра Невского.

Картина "Портрет Емельяна Пугачева"

В фондах музея хранится портрет Емельяна Пугачева, написанный неизвестным автором поверх другого портрета — неизвестной дамы. Это произведение — копия, которую изготовили во второй половине ХХ века. Оригинал картины хранится в Государственном Историческом музее. Его обнаружили в 1924 году в запасном фонде музея, куда картина поступила из частного собрания коллекционера Николая Ермолова, племянника генерала Алексея Ермолова. Есть версия, что портрет создал иконописец-раскольник.

 На лицевой стороне картины, в верхней ее части, сохранилась надпись «Сентября 1773 г.». Надпись на обороте указывает имя заказчика портрета: «Емельян Пугачев родом из казацкой станицы нашей православной веры, принадлежит той веры Ивану сыну Прохорову. Писан лик сей 1773 г. сентября 21 дня». Ссылка на дату дает точное указание и на место написания портрета — Илецкий городок, где 20–22 сентября 1773 года находился Пугачев. Там он жил в доме одного из своих сподвижников, казака Творогова, и там же местные мастера серебряных дел вырезали ему именные печати.

 В Государственном историческом музее картину отреставрировали, раскрыли часть фона и левую нижнюю сторону портрета, на которой виден казацкий кафтан Пугачева. Тогда-то под верхним слоем краски и обнаружился хорошо сохранившийся портрет неизвестной дамы. В советское время бытовала легенда, что это изображение Екатерины II — копия с неизвестного портрета императрицы.

Сигнальная пушка

  После изобретения пороха и появления огнестрельного оружия началось литье пушек .Выделяются разные виды дальнобойного оружия.
  Мортира применялась для навесной стрельбы с крутой траекторией по оборонительным сооружениям и войскам, находящимся за крепостными стенами, и другими подобными укрытиями.
  Пищаль — общее название разнообразных артиллерийских орудий, кроме мортир, в русской армии XV–XVIII вв. Калибры орудий 1,0—12 дюймов, длина 10—70, а иногда и 110 калибров.
  Первые орудия представляли собой гладкоствольные трубки с глухой казенной частью, в которой имелось затравочное отверстие. Заряжали их с дульной части. Такая конструкция просуществовала почти до второй половины XIX в.
  Орудийный ствол изначально получали при помощи сварки свинцом откованных железных полос, скрепленных затем медными обручами. Отдельно изготавливали казенную часть. Такая техника была пригодна для изготовления лишь орудий небольшого размера и не могла обеспечить их надежную эксплуатацию.
  Сигнальная пушка или салютная (салютационная) использовалась в помещичьих усадьбах для выстрела.
Выполнена из чугуна Найдена в Илекском районе Оренбургской области. Имеет клеймо 13 и 3\4. Дуло слегка расширяется к концу, а затем вновь сужается. Такую форму в XVIII веке называли «тюльпаном».

Знамя повстанческой армии

Знамена возникли задолго до появления регулярных армий. На Руси военное знамя — эмблема Родины и символ военной доблести и славы у наших предков — восточных славян.
Знамя от старинного слова «знамение» — это значит знаменовать, означать (еще при Д.Донском).   Появившиеся стрелецкие войска в сер. XVI в. имели знамена в каждом полку и в каждой сотне — каждое свое: большие и меньшие. В XVII в. большие полковые и знамена бояр сдавали в Оружейную палату, знамена стрелецких и солдатских полков держали в войске постоянно.
  При царе Алексее Михайловиче на знаменах всегда изображался православный степенной крест (крест на Голгофе) и звезды (по порядковому номеру роты). Начиная с армии Алексея Михайловича и вплоть до конца XVII в., сотенные знамена с иконографическими символами шились исключительно из импортных шелковых тканей — камки или тафты. На всех должны были писаться изображения ангелов и святых. Иконописные изображения обычно писались на одной стороне знаменного полотнища, а на другой их заменяет большое изображение степенного шести- или восьмиконечного степенного креста со «страстями Господними» (тростью и копьем), писанное золотом, серебром или красками. В последнее десятилетие XVII в. иконографические изображения на сотенных знаменах московских чинов, по мере замены старых ветхих знамен на новые, уже не пишут, а вместо святых образов те же иконописцы и живописцы пишут изображения степенного креста, какой ранее писался на оборотной стороне знамени. Сотенные знамена городовых дворян и детей боярских, служилых иноземцев, городовых казаков и служилых инородцев могли шиться по образцу вышеназванных знамен, но могли и отличаться от них значительным разнообразием по форме, размеру, цвету и материи. Лишь единственный элемент должен был непременно присутствовать на всех знаменных полотнищах: степенной шести- или восьмиконечный крест, являвшийся символом православного царства. Таким образом, в последнее десятилетие XVII в. исчезает видимое статусное отличие московских сотен от городовых, предвещая упразднение и стратификационных границ внутри формирующегося единого русского шляхетского сословия.

  В православной символике степенной крест, или крест с подножием, есть упрощенное изображение «Честного креста на Голгофе со страстями Господними». В то же время именно шести- или восьмиконечный крест — обычно с подножьем или ступенями (степенями) — символически воплощал в себе Крест Константинов. Помимо восьмиконечного креста на знаменах XVII в. встречаются и иные формы крестовой символики: равносторонние кресты, рассекающие полотнища знамен по типу стрелецких знамен, а также равносторонние кресты в центре полотнища, которые могли бы быть вписаны в круг. Православный крест как воинский символ — часть духовного и культурного наследия Византии, где со времен Константина Великого знаменовал собой военный триумф православного воинства. Сохранение неразделенности государственной эмблематики и православной символики в России связано, с одной стороны, с отсутствием исторических условий и правовой базы для существования в России классической геральдики в европейском смысле. Другой важнейшей причиной этого явился исторический факт существования Московского государства, со второй половины XV ст. оставшегося единственным независимым православным царством во всей христианской ойкумене. Флаги полков Уральского войска были малиновыми, в центре шифровка полка.

Картина "Портрет Екатерины II"

Портретный жанр второй половины XVIII столетия был самым востребованным в российском обществе, особенно в его придворных кругах. Поэтому, многие европейские художники стремились попасть в Петербург. Пожалуй, самой заметной фигурой среди них был австрийский художник И.Б.Лампи Старший.
К числу парадных портретов принадлежит портрет Екатерины II, написанный в 1793 году австрийским художником Иоганном-Баптистом Лампи-старшим. По приглашению Екатерины Лампи с 1792 по 1798 год работал в Санкт-Петербурге, за этот период написал множество портретов, среди них — портреты императрицы, придворных и знати. Сама последовательница Петра Великого, Екатерина позировать не любила, но для Лампи сделала исключение.
  Лампи — мастер парадного портрета. А для Екатерины «быть при параде», во всём своём величии царствования, — наипервейшая задача. В Государственном Эрмитаже находится знаменитый большой парадный портрет императрицы Екатерины II с аллегорическими фигурами Крепости и Истины, созданный художником в 1793 году (290×208 см, ГЭ-2755).
  В Русском музее хранится фрагментарный вариант этой работы. Это — небольшой погрудный портрет Екатерины II (68,5×54,5 см), который поступил в Русский музей из Военно-морского музея Ленинграда в 1932 году. Изображение в точности повторяет изображение императрицы с эрмитажного полотна. Совпадает расположение и разворот фигуры модели, а также костюм и аксессуары. И. Лампи изобразил царицу в золотой горностаевой мантии, скрепленной алмазным орграфом, в светлом шелковом платье, вышитым васильками и отделанным кружевным воротником, прическу монархини украшают малая корона и диадема, костюм украшен тремя орденскими лентами — голубой андреевской, черно-оранжевой георгиевской и красно-черной владимирской. Известно несколько подобных портретов, выполненных И.Б.Лампи для государственных учреждений.

Знамя

Достоверно известно, что у восставших были знамена. Так, например, 19 сентября 1773 года Пугачев с отрядом численностью в 200 человек штурмовал Яицкий городок под «заранее изготовленными знаменами». Возможно, некоторые знамена Пугачева имели государственную символику России.
Сохранилось знамя Ядринского отряда пугачевцев (ныне оно находится в музее города Чебоксары). Знамя сделано из холста, в центре черная крестообразная нашивка.

  Знаменам придавалось большое значение. По-видимому, ни один отряд пугачевского войска не вступал в сражение без знамени. В повстанческих отрядах Пугачев пытался ввести некоторые элементы правильной военной организации. Сам Е. И. Пугачев имел младший офицерский чин хорунжего, получив его за действия при штурме турецкой крепости Бендеры в русско-турецкой войне 1768–1774 годов.) В казачьих войсках того времени хорунжий был также знаменосцем, хранителем знамени. В отрядах Пугачева носителями знамен являлись специально назначенные для этой цели люди, пожалованные чинами хорунжих. Однако ни эмблем, ни аллегорических изображений, ни надписей, выработанных самими восставшими, на их знаменах не было. Один из участников событий рассказывал, что «каждый полк имел свое знамя, приготовленное из шелковой материи желтого или красного цвета. На одних знаменах были нашиты кресты, на других — лик Спасителя или Николая Чудотворца» в одном из пугачевских отрядов он видел белое обычно изготовлялись восставшими по образцам государственных знамен регулярной армии, а главным образом по подобию казачьих походных знамен, прапоров, значков и бунчуков. Они делались из тафты или камки — шелковых тканей белого, лазоревого, красного и других цветов, с каймами, с шитым или писаным изображением государственного герба, с золотной бахромой, надписями. Полковые и ротные знамена выдавались из запасов старых знамен, хранившихся на санкт-петербургских мундирных складах при Военной коллегии. А иногда знамена изготовлялись по рисункам начальных людей казачьих частей, и в таких случаях их могли шить из холста-крашенины и хлопчатобумажных тканей — киндяка, миткаля, кумача. Знамена эти были небольшими, середина их кроилась четырехугольником, к одной стороне иногда пришивались два хвоста в виде углов. Середина обшивалась цветной каймой, в центре вшивались крест или изображения святых, на оставшиеся места помещались шитые или писаные «признаки» — звезды, кружки, кресты. У казаков имелись, кроме знамен, еще значки и бунчуки. Значки делались из разноцветной тафты с каймами, с двумя-тремя хвостами. Часто значками назывались также сотенные или ротные знамена. Бунчуки, состоявшие из длинного древка и связки длинных конских волос, с головкою из цветных волосяных либо шелковых веревок, спадавших вниз, с серебряной золоченой доскою с надписью, символизировали собой власть и знаки достоинства гетманов и казачьих атаманов. Но примерно с середины XVIII в. Бунчуками назывались также небольшие знамена с клиновидными концами. Они изготовлялись из шелковых тканей самых разных цветов, с каймами, на них изображались лики и фигуры святых, кресты, звезды.

Футболка белая с надписью "Борт - МКС. Экспедиция 59/60 А. Овчинин"

Эту футболку носил на МКС герой Российской Федерации Алексей Николаевич Овчинин. 59-60 миссия на МКС - это второй удачный полет в космос Алексея Николаевича. Дело в том, что миссия 59-60 была рассчитана на 2018-2020 год, однако Алексей Николаевич попал на МКС только в 2019 году. После старта ракеты 11 октября через несколько минут стало очевидно, что ракета с кораблем в котором находился экипаж отклонилась от курса. По итогу корабль катапультировался приземлившись вместе с экипажем на парашютах, а ракета взорвалась не выйдя за пределы атмосферы. Первый неудачный запуск ракеты Союз-ФГ привел к изменениям ее конструкции. По итогу Алексей Николаевич полеттел в космос годом позже. Такие футболки космонавты носят на МКС, у каждого космонавта таких несколько.

"Гранат 6"

Индивидуальный набор теплых вещей для космонавта на борту МКС. Данный набор принадлежал Овчинину А.Н. Внутри сумки находятся пара перчаток, шлем-балаклава, шапка. Эти вещи по инструкции необходимо надеть на себя при возможных проблемах с понижением температуры на МКС.

Икона Святого Великомученика Георгия Победоносца

Икона Святого Великомученика Георгия Победоносца была написана в память о мобилизации 17-го оренбургского казачьего полка станицы Травниковской Второго отдела Оренбургского казачьего войска в декабре 1905 года. Передана в музей потомственным оренбургским казаком В.Н. Золотухниным, проживающим в г. Якутске. Копия иконы ныне сопровождает казачий батальон «Ермак» (БАРС-15), принимающий участие в Специальной военной операции на Украине.

Значок Юбилейный к 250-летию города. Основатель Оренбурга В.Н. Татищев 1741 год

Татищев Василий Никитич (1686 – 1750) - русский государственный деятель, ученый, историк, организатор горного дела на Урале. Татищев – первый историк России и Урала, его главный труд – «История Российская». Также он создал первый в России энциклопедический словарь.

Сувенир из мрамора и яшмы с бронзовым барельефом Ф.Э. Дзержинского

Феликс Эдмундович Дзержинский родился 11 сентября (30 августа по старому стилю) 1877 г. в имении Дзержиново в семье мелкопоместного дворянина-шляхтича, учителя гимназии. В пять лет он лишился отца, умершего от туберкулеза. Учась в гимназии, он вступил в 1895 г. в литовскую социал-демократическую организацию, и начал свою революционную деятельность. В 1897 г. он впервые был арестован и заключен в Ковенскую тюрьму за организацию революционной пропаганды в кружках ремесленных и фабричных учеников. За первым арестом последовала череда новых арестов и ссылок, сделавших из Ф.Э. Дзержинского профессионального революционера. Являясь членом Социал-демократии Королевства Польши и Литвы, выступал за включение ее в состав Российской социал-демократической рабочей партии. В 1907 г. на 5-м съезде РСДРП избран членом ЦК партии. В 1917 г. в составе СДКПиЛ влился в большевистскую партию, став членом ее московского комитета и исполкома Московского совета. На 6-м съезде РСДРП(б) был избран в ЦК РСДРП (б) и Секретариат ЦК. Активно поддерживал ленинский курс на вооруженное восстание. 25 октября 1917 г., входя в состав Военно-революционного центра, возглавил захват Главного почтамта и телеграфа в Петрограде.

Микроскоп "Натуралист"

Оптический микроскоп «Натуралист» 60x был предназначен для  советских детей, позволяя им рассматривать различные микроскопические объекты как в проходящем, так и в отраженном свете.

Личные вещи Гарри Яковлевича Бардина (галстук, курительная трубка, зажигалка "Колибри")

Гарри Бардин родился в Чкалове в семье Якова Львовича и Розалии Абрамовны Барденштейнов. Окончил Школу-студию им В. И. Немировича-Данченко при МХАТе им. Горького, работал драматическим актёром в театре им. Гоголя, снимался в кино. В 1974 году написал совместно с В. Ливановым пьесу «Дон Жуан» и был приглашен Сергеем Образцовым в качестве режиссёра-постановщика в Государственный Центральный театр кукол. В 1975 году Гарри Бардин начал работать режиссёром-мультипликатором на киностудии «Союзмультфильм», где за 15 лет снял 15 фильмов, отмеченных многочисленными призами как на Родине, так и за рубежом. Обладатель 5-ти кинопремий «Ника» и других престижных международных призов. В 1999 году Гарри Бардин был удостоен Государственной премии РФ. В 2011 году награждён орденом Почёта.

Личные вещи актера В.В. Уральского (фрак и жилетка)
Виктор Уральский — сын известного актёра Владимира Уральского (1887-1955), популярного в довоенном кино. Имя Виктора появилось на афишах ещё при жизни отца — для многих тогда это показалось естественным. Ведь и жена Владимира Михайловича была актрисой, и друзья семьи служили театру, и вся атмосфера в доме была "пропитана искусством". Первыми наставниками молодого актёра стали Михаил Тарханов и Иван Пельтцер. А начинал Виктор Уральский в театре Калининского района под руководством А.Н. Самарина-Волжского, куда он поступил сразу после войны. Там он переиграл всех популярных в те годы классических героев: Вожеватова и Робинзона, Аркашку и Буланова, Непутёвого и Дормидонта, Сыромятова и Дергачёва.
С 1950-х годов Виктор Уральский начал много сниматься и играть на сцене Театра-студии киноактёра. Играл самые разные роли, но со временем всё больше переходил на эпизоды В ряде фильмов создал образ "Всесоюзного старосты" Михаила Ивановича Калинина.

Ушёл из жизни 16 марта 2009 года в Москве. Урна с прахом актёра захоронена на первом участке Донского кладбища в могиле отца.

Пояс для поддержания человека на плаву при посадке космического модуля на воду (индивидуальное спасательное средство НЕВА-КВ № 1050087 космонавта-испытателя Рыжикова С.Н.). 

Необходим для выживания во время посадки на водную поверхность, подобный пояс есть у каждого космонавта на МКС.

Печатная машинка "Эрика"

История механической пишущей машинки насчитывает более трехсот лет – впервые патент на машину такого рода был вручен королевой Англии Анной некоему Генри Миллю. Долго ли, коротко ли, со временем пишущая машинка завоевала мир – мало какая организация осуществляла свой официальный документооборот без этого технического приспособления. И в СССР, и у нас, в Оренбурге 20-30 лет назад во всю пользовались такими аппаратами, как «Башкирия» и «Москва».  

Производство пишущих машин фабрика Seidel & Naumann начала в 1900 году с выпуска канцелярских моделей марки "Идеал".

Первую портативную машинку Erika завод Зайделя и Науманна выпустил в 1910 году. Как и американская "Корона 3" эта машинка очень маленькая, с тремя рядами клавиатуры и складная, то есть способная уменьшать свои размеры для размещения её в чемоданчике и удобства при транспортировке (ношения с собой).

Самопрялка 

 Самопрялка вертикальная - "стояк" - станок для прядения ниток. Состоит из колеса, плоской подножки, шпульки с катушкой, деревянного шатуна, приводного ремня. Все это закреплено в определенном порядке на стояке - доске с тремя точеными ножками. Колесо расположено под шпулькой. Подготовленное для прядения льняное волокно или шерсть прикрепляли к деревянной лопасти, вставлявшейся в верхнюю часть стояка - самопрялки, или к обычной прялке

Счеты

Счёты (русские счёты) — простое механическое устройство (счётная доска с костями) для выполнения арифметических расчётов, согласно одной версии происходят от китайского счётного приспособления суаньпань, согласно другой имеют собственно русское происхождение.

Представляют собой раму, имеющую некоторое количество спиц; на них нанизаны костяшки, которых обычно по 10 штук. Счёты являются одним из ранних вычислительных устройств и вплоть до конца XX века массово использовались в торговле и бухгалтерском деле, пока их не заменили калькуляторы. Очень редко используются и в наши дни, например в деревенских и сельских магазинах.

Фотоаппарат "Фотокор-1"

«Фотокор — 1» — первый массовый фотоаппарат в СССР. Он выпускался с 1930 по 1940 годы. До его появления фотолюбители и профессиональные фотографы были вынуждены пользоваться дорогими импортными моделями. В прессе того времени часто появлялись статьи с просьбами о массовом производстве дешевого фотоаппарата. Московская артель «Фототруд» выпускала небольшие партии камер «ЭФТЭ», похожих на «Фотокор», но проблему дефицита фотоаппаратов это не решало: вместо запланированных 500 штук к концу 1929 года было собрано всего 25. 
Разработку и выпуск новой камеры начали специалисты Ленинградского Государственного оптико-механического завода (ГОМЗ). Конструкция фотоаппарата «Фотокор» напоминала немецкую камеру Zeiss Ikon. Затворы Compur пришлось закупать в Германии по 7,5 золотых рублей за штуку. В 1930 году для начала серийного производства было закуплено 4 000 затворов Compur. С целью помочь ленинградскому заводу ГОМЗ освоить выпуск фотоаппаратов, был организован фотозаем денег у населения. Первые камеры «Фотокор — 1» поступили в продажу в 1930 году. Благодаря широкому диапазону экспозиций, «Фотокор» применяли для съемок и на улице, и в помещении. Фотографы-профессионалы использовали камеру для павильонных съемок, появилась возможность качественно снимать архитектуру, проводить макросъемку.

Кинопроектор 8 П-1(КОМЗ), 1958г

Казанский оптико-механический завод (КОМЗ) — российское многопрофильное предприятие, специализирующееся на разработке и производстве оптических устройств.  22 марта 1895 г. в Париже состоялась публичная демонстрация первого кинофильма. Его автором, а одновременно и актером был изобретатель Луи Люмьер. На первых порах и для съемки фильма, и для его показа применялся один и тот же аппарат, лишь дополненный дуговой лампой.В России (СССР) в 1924 году был создан проектор «ТОМП-4», который на многие годы стал основным оборудованием советских кинотеатров. Проектор «ТОМП-4» обеспечивал проекцию в крупных кинозалах на экране до 5 метров шириной. Вскоре его дополнили звуковой приставкой, так как с начала 1930-х годов началось быстрое распространение звукового кино.

Телевизор "Юность"

Унифицированный полупроводниковый переносной черно-белый телевизор, выпускался на Московском радиотехническом заводе. Ключевое слово — переносной (вес 9 кг): его ставили на дачах, базах отдыха, в учительских. Модель легендарная: на ее экранах многие впервые смотрели "Взгляд", Съезд народных депутатов и сериал "Рабыня Изаура".

Ручная мясорубка

Насколько известно, первую мясорубку изобрел в середине XIX века Карл Фридрих Христиан Людвиг барон Дрез фон Зауэрбронн (1785-1851), тот самый, который придумал первый вариант велосипеда, еще без педалей. Вслед за ним подобную конструкцию предложил, желая облегчить труд своей жене, австрийский изобретатель Петер Миттерхофер (1822-1893).

Кумган

Одним из наиболее распространенных на Востоке после VI века, а с XVI века и в России стал особый предмет быта - кувшин с узким носиком. Наиболее он известен под тюркским наименованием - кумган. Такая конструкция служила удобному использованию кумгана для омовения перед намазом – мусульманским религиозным обрядом. Кумган был настолько распространен, что породил отдельное направление народного промысла, а сами предметы стали также отражением статуса и достатка своих владельцев. Кумган — узкогорлый сосуд, кувшин для воды с носиком, ручкой и крышкой. Изготавливались они из глины или из металла - латуни или серебра. Использовалась различная чеканка орнаментов, рисунки различных форм и сложности.

                                                                                                     Керогаз

Керогаз предназначался для людей зажиточных, а главное, располагавших не коммунальной, а собственной кухней в отдельной квартире. Керогазы появились в самом конце 30-х годов и действовали вплоть до середины 50-х годов, а кое-где и в 60-е годы. Главным преимуществом керогаза был его гораздо больший КПД. Он расходовал 80 г керосина в час — чуть больше примуса, но меньше керосинки. Во-вторых, он нагревал 4 литра воды за 55 минут, в то время как керосинка максимум могла кипятить только по 2 литра воды. Наконец, керогаз меньше вонял и был более устойчивым, чем керосинка. Но на этом скромные преимущества керогаза и кончались. Ведь сам по себе он был «дорогим удовольствием», ибо стоил втрое дороже керосинки. Но, главное, он был сложнее в управлении. Для разжигания керогаза надо было наполовину разобрать его, то есть снять конфорку и газосмеситель, затем зажечь аккуратно фитиль по всей окружности, ибо сам он не так-то легко вспыхивал, и после этого вновь водрузить газосмеситель и конфорку на место. Подождав не менее пяти минут, пока газосмеситель разогреется, надо было вручную, поворотом фитиля, отрегулировать пламя, и только после этого можно было поставить на керогаз то, что надо было готовить: варить, кипятить или жарить.
Но и тут нельзя было спешить. Ведь возня с запачканными керосином и копотью частями конструкции керогаза, их съем и постановка диктовали необходимость после всех этих операций обязательно крайне тщательно вымыть руки, прежде чем приступать к чисто кулинарным действиям. А об этом не только частенько забывали, но и, главное, производили операцию мытья кое-как, чего при пользовании керогазом делать было нельзя. Необходимо было мыть руки по-хирургически, то есть теплой водой с мылом, тщательно, и притом каждый пальчик отдельно. Только в таком случае придание керосинового «аромата» кушаньям исключалось.

Но какая же хозяйка будет мыть пальчики по-хирургически. Она и слыхом о таком мытье не слыхивала! А особенно если керогазом «управляла» не сама хозяйка, а прислуга. Вот почему керогазы, вначале быстро раскупленные обнадеженными потребителями, позднее быстро вышли из употребления и не приобрели популярности в народе, не смогли конкурировать даже с «вонючей консервной банкой», как презрительно называли иногда керосинку.

 

Фрагменты от 1-ой ступени ракеты - носителя «Союз ФГ»

Ракета-носитель «Союз-ФГ» предназначена для выведения на околоземную орбиту автоматических космических аппаратов социально-экономического, научно-исследовательского и специального назначения, а также пилотируемых кораблей типа «Союз-ТМА» и грузовых космических кораблей типа «Прогресс-М» по программе Международной космической станции.

Художник Н. Сафронов. Картина "Летний вечер в цветах"

На современном небосклоне живописи лишь немногие творцы достигают значительных высот, особенно это касается России, в которой, как может показаться, не осталось известных художников. За многие годы лишь один российский живописец смог добиться всемирного признания. Имя его – Никас Сафронов. "Оренбург — очень красивый город, и люди здесь тоже живут добрые и светлые. Я счастлив, что начал общаться и дружить с жителями степной столицы и искренне надеюсь, что наши добрые отношения и взаимовыгодное сотрудничество будут продолжаться, — сказал Никас Сафронов." 

Коллекция фотографий, документов и афиш Александра Засса. 

Александр Иванович Засс (1888-1962) - один из сильнейших людей ХХ-го века. Не обладая от природы атлетическим сложением, добился с помощью изометрических упражнений феноменальной силы. Выступая в цирке, как силач и борец, показывал номера, которые никто больше не мог повторить.

1. Удерживал на груди камень в 500 кг, а желающие разбивали камень кувалдами.
2. Носил по арене пианино, вместе с пианисткой.
3. Ловил ядро (90 кг), вылетающее из пушки.
4. Поднимал зубами балку весом 220 кг и переносил ее на пару метров.
5. Завязывал металлические прутья в узел.

Александр отлично боролся и благодаря своей силе побеждал даже намного превосходящих по массе соперников, правда, желающих с ним бороться было немного. Например, в одном из боев его соперник весил почти 130 кг, хотя сам Александр весил около 75 кг (рост 167,5 см). Уже на 4 минуте соперник лежал на ковре, со сломанной ключицей и вывихнутой лопаткой. Засс горевал о таком исходе боя, но стремление выложить всю силу было сильнее рассудка, поскольку этот бой был показательным, чтобы Александра взяли в цирковые борцы. Шла Первая мировая война, Засс только что сбежал из лагеря военнопленных, на афишах увидел знакомые имена и надеялся, что найдет в цирке убежище (вряд ли жандармы станут искать сбежавшего арестанта на цирковой арене), но чтобы взяли в борцы нужен был показательный бой.

Еще до войны, когда Александр был моложе и весил всего 64 кг, в книге «Тайна железного Самсона» так описан один из боев, с соперником на 48 кг тяжелее:

Игра в кошки-мышки

Оценив противника, Александр решил, что на успех позволяет надеяться только толстый слой жира, покрывающий мышцы превосходящего в росте и весе противника. Надо измотать ожиревшего парня, сбить ему дыхание, а затем бросить на ковер.

И началось, Александр бегал по ковру, нырял между ног гиганта, набрасывался на него и тут же отпускал. Изо всех сил он стремился избежать захвата огромных рук и заставить противника делать как можно больше лишних движений, пока не увидел, что тот уже устал и тогда пошел сам в атаку. Схватил и попытался бросить противника через бедро, но тот выскользнул из захвата, тут Александр заметил, что тело парня смазано маслом, к тому же он оказался не таким уставшим, как решил Засс. Отразив нападение, гигант сам кинулся в контратаку, и чуть было не поймал Александра на нельсон. Только удивительная ловкость спасла его.

Четыре раза пытался Александр бросить противника на ковер, но все попытки кончались неудачей. Гигант устал, очень устал – ожиревшее сердце не успевало гнать в его легкие достаточное количество крови. Он задыхался. И тут Александр поймал его «на бедро». Грузно рухнул детина на ковер. «Лопатки» - зафиксировал арбитр. Зрители, до последней минуты не верившие в победу Александра Засса бурно аплодировали.

Чужбина

Во время Первой мировой войны Александр Засс попал в плен к австрийцам. Трижды бежал из плена, и с третьей попытки ему удалось покинуть Австрию. Но пока он был в тюрьме - выполнял приседания, прогибы, гусиный шаг, напряжения мышц (15–20 секунд выдержка «включенных» мускулов, потом расслабление). И так множество раз подряд, при этом скованный по рукам и ногам, сдирая кандалами кожу в кровь, закусывая губы от нестерпимой боли. Набравшись сил, разорвал цепи и разогнул прутья тюремной решетки.

После третьего побега из тюрьмы, нашелся человек, который заключил с Александром контракт – будет работать за 20% и получит английское подданство. Засс согласился, главное выбраться из Австрии, где фараоны уже замучили его друзей и в любой момент могут упрятать их в тюрьму за укрывательство. По условиям контракта никакого Засса больше не существует, теперь появится загадочный Железный Самсон. Под этим псевдонимом в дальнейшем Александр Засс выступал, удивляя своей феноменальной силой.

Манчестер гардиан: «Согласно объявлениям, он самый сильный человек на земле, и после того как мы сами увидели его… это заявление можно считать неопровержимым».
Хэлс энд стрэнгс: «В лице Самсона мы имеем настоящего силача, чьи достижения полностью открыты для проверки».
Хелс энд эфишенш: «Увидеть – значит поверить. Воистину кажется, что его мускулы сделаны из стали».

Александр Засс с триумфом выезжает на гастроли в разные страны. Часто обновляет свой репертуар, тщательно изучает манеру работы других атлетов, стараясь всегда усложнить какой-либо из понравившихся ему трюков.

В 1925 году под редакцией девятикратного чемпиона мира Пулума была опубликована книга «Удивительный Самсон». Издана книга в Англии. В ней рассказывается об удивительной судьбе и атлетической карьере русского атлета Александра Засса. Александр Иванович Засс является автором нескольких систем физического развития, он изобрел кистевой динамометр, сам сконструировал пушку для аттракциона «Человек-снаряд».

Умер Железный Самсон 26 сентября 1962 года. Похоронен недалеко от Лондона в небольшом городке Хокли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Елизаветинские ворота

(Из книги Десяткова Г.М.)

Когда–то против Казенной палаты (Советская, 2) стояло очень интересное сооружение в виде ворот. От них начинался спуск к Уралу по ныне разрушенной лестнице, о которой ранее рассказывалось. История их появления представляет определенный интерес.

Смотрю на увеличенную фотокопию открытки — ворота образуются двумя колоннами с нишами. В них установлены женские скульптуры (не дай Бог такой женщине во сне тебе присниться!), держащие в руке пальмовую ветвь. Другая рука опирается на щит. Ниши соединены перемычкой, покрытой кровельным железом, которое четко видно на снимке. По ее краям — маленькие, прикрытые башенки. Над поперечиной–перемычкой архитектурная деталь с изображением российского герба в центре. Под ним дата — 1755 год. Герб окаймлен символикой триумфа победы. От ворот в обе стороны идет металлическая ограда на каменной кладке. Правая ее часть упирается в Беловку, левая ведет к гауптвахте. Все сооружение было оштукатурено, что четко видно на снимке по обнаженным участкам отлетевшей от времени штукатурки.

Но главное — дата, 1755 год! Она указывает на какое–то событие! Полистаем историю Оренбургской губернии: в 1755 году в башкирских степях вспыхнуло восстание под руководством Алаева. Оренбургский губернатор И. Неплюев получает приказ: решительными мерами подавить эту смуту! Решительными мерами и в короткий срок Неплюеву удалось выполнить его — восстание было подавлено. Победную реляцию императрице Елизавете Петровне он направил со своим сыном Николаем Ивановичем. Он был немедленно принят государыней. Внимательно выслушав посланца оренбургского губернатора, императрица пожелала, чтоб в Оренбурге лицом на киргиз–кайсацкую степь были выстроены ворота в виде Высочайшего подарка. Узнав об этом, И. И. Неплюев в 1755 году приказал на Водяных воротах городского вала установить подарок императрицы — каменные ворота лицом к Меновому двору. Позднее их дважды переносили, пока не оказались они напротив Казенной палаты перед спуском к Уралу. Некоторые старожилы рассказывали, что эти ворота обладали магической силой — стоило парню сфотографироваться под ними с любимой, его ждала победа — девушка обязательно становилась его женой!

Вот как в 1907 году описывал эти ворота Столпянский: «Ворота эти каменные, шести аршин в ширину, трех с половиной высоты, боковые столбы сложены из кирпича и оштукатурены, перекладина над воротами — деревянная, сверх ворот на перекладине, между маленькими четырехскатными крышами над столбами, утвержден ребром плоский белый камень, на коем высечены украшения, состоящие из знамен с древками, ружей, секир, пушечных ядр, барабанов, сигнальных рожков, задних частей орудий, кои окружают государственный герб. В середине герба, снизу, поставлены переплетенные инициалы И. Р. Е. и под ними год — 1755.

Инициалы означают Императрица Российская Елизавета.

Кроме этих украшений, в углублениях–нишах столбов с лицевой стороны поставлены два ангела, держащие по щиту и пальмовой ветви. Ангелы высечены из белого камня и скорее похожи на каменных баб, находимых в степи, чем на ангелов.

Вот здесь П. Столпянский был безусловно прав. Посмотрите на изображения этих «ангелов»…

Сейчас на Набережной стоят новодельные ворота 2007 года, поддлинные фрагменты хранятся в Музее истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    Сувенирная продукция из ЦПК

История создания Российского государственного научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина (РГНИИЦПК имени Ю.А. Гагарина) берет своё начало с конца 50-х годов прошлого столетия, когда теоретическое обоснование возможности космических полетов было закончено, когда теория требовала подкрепление практикой, а на вопрос «Лететь или не лететь?» был дан однозначный ответ «Лететь!».
В стране требовалось создать уникальный комплекс, который мог объединить технические средства для подготовки к полетам, проведение различных научных и медицинских исследований, фактическую подготовку будущих космонавтов.
В январе 1960 года такой комплекс был создан – Центр подготовки космонавтов ВВС (ЦПК ВВС). Центр неоднократно переименовывался, менял организационные формы, модели управления, концепцию развития.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года № 478 на базе 1-го Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина и 70-го отдельного испытательно-тренировочного авиационного полка особого назначения имени В.С. Серегина был создан Российский государственный научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Начальники РГНИИЦПК имени Ю.А. Гагарина:
- П.И. Климук, генерал-полковник, дважды Герой Советского Союза (космонавт, совершил три космических полёта в качестве командира экипажа, участник программы «Интеркосмос», в общей сложности налетал 78 дней 18 часов 18 минут 42 секунды) -  до 2003 года;
- В.В.  Циблиев, генерал-лейтенант, герой России (военный летчик, космонавт, два космических полета, выход в открытый космос, общее время налета - 381 сутки 15 часов 52 минуты, из них пребывание в открытом космосе -  19 часов 11 минут) – 2003-2009 гг.
В 2009 году РГНИИЦПК имени Ю.А. Гагарина был преобразован в ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина».
В настоящее время начальником ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина" является Герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации П.Н.Власов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюсты Сталина

Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович
(годы жизни: 1879 год - 5 марта 1953 года)

Родился в 1879 году в городе Гори Тифлисской губернии Российской Империи. Возглавил российское государство после смерти В. И. Ленина.

  • Генеральный секретарь ЦК КПСС с 1922 года по 1953 год.
  • Председатель Совета Народных Комиссаров (Совета Министров) СССР с 1941 по 1953 годы.

Скончался 5 марта 1953 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

Ваза хрустальная с изображением Ю. Гагарина от летчиков-космонавтов Романенко Ю.В. и Манакова Г.М. с надписью «40 лет подвига Ю.А. Гагарина 12 апреля 1961-2001г.»

В 2004 году Оренбург посетили космонавты передав в дар музею эту вазу, приурочив подарок к 80-годовщине рождения Ю.А. Гагарина.

 

Куртка космонавта О.В. Новицкого

Летчик-космонавт. Герой Российской Федерации. Полковник запаса Военно-Воздушных Сил России. Член отряда космонавтов Центра Подготовки Космонавтов имени Юрия Гагарина. За карьеру совершил два космических полета общей продолжительностью 340 суток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                             Коллекция самоваров

Самовар не просто часть гастрономических традиций прошлого, он стал культурным феноменом в нашей стране. Воспетый литературными классиками, показанный на лучших картинах художников – он вошел в геном русского человека. Во многих семьях еще жива память о совместных чаепитиях со старшим поколением и их старинными самоварами. Отдельные счастливцы хранят семейные реликвии до сих пор. Эта часть нашей общей истории согрета теплом живых воспоминаний о близких нам людях и дорогих им предметах. Значение самого слова «самовар», несмотря на его немалый возраст, до сих пор понятно каждому. В нем отражен функционал изделия – «сам варит». Он же показан и в диалектных версиях. Ярославцы звали его «самогар» («сам горит»), вятичи «самогрей» («сам греет»), курчане – «самокипец» («сам кипит»). И даже в татарском языке он звался «снабар», то есть «чайник». Кстати, отдельные исследователи считают, что именно от этого слова ведет свою этимологию русский «самовар».