История музея

"Музей, казна или тюрьма?"

Здание Музея истории Оренбурга было построено во время второго правления Оренбургского генерал-губернатора В.А. Перовского (1851-1857 годы) в стиле «неоготика» (или «псевдоготика»). Историограф Оренбурга П.П. Столпянский писал в XIX веке: «Город Оренбург обязан Перовскому построением чуть ли не трёх четвертей настоящих зданий: Караван-Сарай, Контрольная палата, Общественное собрание, дом Казённой палаты, казармы – всё построено при Перовском. При Перовском же было обращено серьёзное внимание и на благоустройство города». Всё это объяснялось тем, что Василий Алексеевич стремился придать провинциальному Оренбургу облик столичного города. Во время его правления появляются общественные здания и учреждения, строятся каменные дома, входят в моду балы, городские гулянья. 

В 1853 году господину министру Внутренних дел поступило отношение генерал-губернатора Оренбурга с просьбой о строительстве для Оренбургского казначейства новой кладовой, поскольку бывшие кладовые, которые размещались в частных домах, пришли в негодность. Это отношение было отправлено в Департамент рассмотрения проектов и смет. В 1854 году в пояснении к отношению было записано: «Долгом считаю присовокупить, что генерал-адъютант Перовский не имеет в виду другого источника для покрытия потребной на сие издержки, кроме особого сбора на устройство присутственных мест и тюрем». Далее из переписки следует, что Департаменту проектов и смет предлагалось рассмотреть «Проект каменной кладовой с унтер-офицерской гауптвахтой». Здесь впервые появляется слово – «гауптвахта». Средства на постройку нового здания казначейской кладовой были собраны с горожан по особому сбору «на устройство присутственных мест и тюрем». Участок под новое здание отвели на берегу Урала, рядом с генерал-губернаторским домом.

Из архивных источников известно, что подряд на строительные работы выполнял Иван Петрович Скалочкин – талантливый крепостной архитектор-самоучка из крестьян графини Кутайсовой, помещицы деревни Вахрушевой Ярославского уезда Ярославской губернии. Долгое время именно он считался в Оренбурге автором здания гауптвахты.

В 1856 году строительство здания было завершено. На его башне были установлены часы «таможенного ведомства», ранее находившиеся на Гостином дворе в Оренбурге. 

При генерал-губернаторе А.А. Катенине, управлявшем Оренбургским краем в 1857-1860 годах, здание приспособили под главную гауптвахту, которая существовала здесь до 1970-х годов. В западной части  здания разместили караульную службу, в восточной –  камеры для заключённых. 

По указу властей в 1930-х годах часы-куранты с башни гауптвахты были перевезены в Самару для строящегося здания окружного Дома офицеров.

"Музею быть!". После упразднения Приволжского военного округа здание освободилось, и председатель Оренбургского горисполкома Юрий Дмитриевич Гаранькин сделал все возможное для передачи его  управлению культуры и создания в нем музея.

 В это период перед главным входом был устроен палисадник с подпорными стенами из плит ракушечника и малыми архитектурными формами в виде металлических шаров с цепями и установлен ставший привычным для горожан памятник А.С. Пушкину (скульптор В. Степанян).

В 1978 году здание было передано городу. После нескольких лет реставрационных работ, 30 апреля 1983 года Музей истории Оренбурга был открыт. С этого времени начинается новая история этого замечательного памятника архитектуры XIX века.

"Оренбургские куранты". Одновременно с созданием музея встал вопрос о восстановлении часов на башне, которая с 1930-х годов смотрела на город пустыми глазницами. В 1931 году часы приглянулись высокопоставленному чиновнику из Приволжского военного округа и были перевезены в Самару, а затем установлены на здании Дома офицеров.

 Нужен был хороший мастер. И часовщик нашелся, да еще какой! Николай Степанович Кузнецов -  участник Великой Отечественной войны, который после тяжелого ранения в 1942 году попал в плен, прошел три концлагеря, неоднократно совершал побег, а затем, в качестве бесплатной рабочей силы, оказался на часовом заводе в Швейцарии. По возвращении на родину в 1944 году он обосновался в Оренбурге.

Именно его председатель Оренбургского горисполкома Юрий Дмитриевич Гаранькин попросил подготовить чертежи и эскизы. Позже по ним были выточены бронзовые и чугунные детали на аппаратном и машиностроительном заводах. Колокола отливал по старинным рецептам мастер Оренбургского тепловозоремонтного завода В.А. Диянов.

Собрал и настроил мелодию другой мастер - Юрий Александрович Авдеев на заводе "Металлист". И уже более 30 лет отбивает большой колокол каждый час, и звучит над Уралом мелодия "Расцвели оренбургские степи" советского композитора, народного артиста СССР Григория Федоровича Пономаренко, который еще в 60-е годы XX века вместе с поэтом Виктором Федоровичем Боковым готовил программу для Оренбургского народного Хора. Именно тогда была создана прославившая его песня "Оренбургский пуховый платок".

В создании "Оренбургских курантов" принимали участие многие предприятия города.

"Прошлое, настоящее, будущее...". Музей истории Оренбурга до 1989 года являлся филиалом Оренбургского краеведческого музея, в нем размещался отдел досоветского периода в истории России. Постоянные экспозиции музея рассказывали о древнейшей истории Оренбуржья, истории основания города ОренбургаКрестьянской войне под предводительством Е. И.Пугачёва, пребывании А. С. Пушкина в Оренбурге, этнографии, быте, системе управления Оренбурга в XIX веке, об известных оренбуржцах и исследователях Оренбуржья.

 В 1989 году Музей истории Оренбурга получил статус самостоятельного, и с этого момента начинается новый этап в его истории.

В 1995 году указом Президента РФ здание музея получило статус памятника федерального значения.

Постепенно расширяется экспозиция музея - к уже имеющимся шести залам в 1992 году добавились еще три. К 260-летию Оренбурга в них были открыты новые экспозиции - "Интерьер комнаты жителя Оренбурга конца  XIX- начала XX века", "Архитектура Оренбурга" и "Прощай, XXвек".

В 2016 году Музею истории Оренбурга исполнилось 33 года. За это время его посетило более полутора миллионов человек, среди них много именитых гостей - писатель Александ Фадеев, артисты Михаил Глузский, Михаил Ульянов, актриса Любовь Толкалина, поэты Евгений Евтушенко и Юрий Энтин, художник Илья Глазунов, музыкант с мировым именем Мстислав Ростропович и многие другие.

"Городское сообщество музеев". С момента обретения статуса самостоятельного музея Музей истории Оренбурга расширился, у него появилось шесть подведомственных музеев, фактически он стал городским сообществом музеев.

В 1989 году, к 175-летию со дня рождения Тараса Шевченко, был открыт Музей-гауптвахта Т.Г. Шевченко.

При поддержке Ю.Н. Мищерякова (глава городской администрации в 2000-2015 гг.)  за следующие три года были открыто еще два музея: в 2001 году, к 40-летию первого полета человека в космос, был открыт Мемориальный музей-квартира Юрия и Валентины Гагариных; в ноябре 2001 года открылся Мемориальный музей-квартира Леопольда и Мстислава Ростроповичей, на открытии которого присутствовал сам Мстислав Ростропович.

В 2003 году состоялось торжественное открытие Дома Памяти, 1 ноября 2007 года Музею истории Оренбурга был передан Музей космонавтики, известный ранее как комната Боевой славы Оренбургского летного училища. Последним в символическое сообщество городских музеев вошел Оренбургский народный музей славы защитников Отечества им. генерала М.Г. Черняева (2014 год).